Экологическая ситуация в Приморском и Хабаровском краях стала ухудшаться в последние годы вместе с ростом в портах Находка и Ванино угольного грузооборота. Из-за того, что твердое топливо переваливают из железнодорожных составов на суда открытым образом, ветра разносят пыль из глинозема, угля, свинца, цинка, сульфата аммония и других вредных веществ по территориям прилегающих к портам населенных пунктов. С прошлого года жители Находки и порта Восточный стали жаловаться на черный снег и массово выходить на акции протеста. Ситуация обостряется пробелом в законодательстве: предельного норматива по содержанию угольной пыли в жилой зоне нет, как и наказания за превышение этого норматива. С советских пор норматив остался только для шахтеров, работающих непосредственно с твердым топливом.
Законопроект о внесении изменений в закон о морских портах России депутаты ЛДПР направили в Правительство для получения отзыва. После этого документ будет внесен на рассмотрение в Государственную Думу.
Члены избирательного штаба кандидата на должность Президента России Владимира Жириновского, депутаты фракции ЛДПР в Государственной Думе Андрей Андрейченко, Владимир Сысоев и Игорь Торощин направили в Правительство закон, способный обезопасить перевалку пылящих грузов на территории морских портов.
Задача проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 26 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - обезопасить работу терминалов по перевалке пылящих навалочных грузов, в частности, угля. Так, авторы проекта предлагают оснащать вновь создаваемые терминалы в морских портах системами закрытого типа, чтобы пыль от твердого топлива и других веществ не покидала пределы места перевалки. Помимо экологического компонента, депутаты отмечают экономическое значение законодательной новеллы: ведь система открытой перевалки пылящих грузов – технология прошлого века, давно исчерпавшая свой ресурс и ограничивающая увеличение торгового оборота пищевых грузов.
«Ориентация портов на открытую перегрузку угля формирует ряд неблагоприятных экологических факторов, исключающих возможность использования портовых мощностей для обработки иных видов грузов, в том числе насыпных пищевых и рыбной продукции», - сообщается в пояснительной записке к документу.
Ранее один из авторов законопроекта, Андрей Андрейченко, выступая на пленарном заседании Государственной Думы, сообщил, что город Находка в Приморском крае продолжает задыхаться от угольной пыли: «Штрафы выносятся небольшие, суды не выносят предписания о закрытии этих предприятий – практически ничего не изменилось. Там поставлены пушки, которые должны поливать уголь водой, но, как вы понимаете, они работают только тогда, когда приезжает руководство».