Либерально-демократическая партия России
Вторник, 19 Сентября 2017
ЛДПР
---

О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления соотношения максимального и минимального размеров средней заработной платы работодателя и работников организации

9 Июня 2016 17:21 | 1622

Вносится депутатами Государственной Думы

С.М.Катасоновым,

В.Е.Деньгиным,

А.Б.Курдюмовым

 

Проект

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 

О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления соотношения максимального и минимального размеров средней заработной платы работодателя и работников организации

 

Статья 1

Дополнить Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2004, № 35,       ст. 3607; 2006, № 27, ст. 2878; 2007, № 17, ст. 1930; № 43, ст. 5084; 2008,    № 9, ст. 812; 2011, № 30, ст. 4590; 2012, № 18, ст. 2127; № 50, ст. 6959; 2013, № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6986; 2014, № 14, ст. 1547; № 45, ст. 6143; 2016, № 1, ст. 54) статьей 135.1 следующего содержания:

«135.1. Соотношение максимального и минимального размеров средней заработной платы работодателя и работника организации

Соотношение максимального и минимального размеров рассчитываемой за календарный год средней заработной платы работодателя (уполномоченного представителя работодателя) и работника организации устанавливается в пределах 10 к 1.

Правила исчисления указанного соотношения утверждаются Правительством Российской Федерации.

Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, указанное соотношение исчисляется пропорционально отработанному ими времени.

Выплаченная заработная плата в части, превышающей указанное соотношение, подлежит возврату и распределению между работниками пропорционально размерам их заработной платы.

Указанное соотношение не распространяется на работодателей-физических лиц и их работников.».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.

 

 

Президент

Российской Федерации        

_______________________________________________________________________________________________

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

к проекту федерального закона «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления соотношения максимального и минимального размеров средней заработной платы работодателя и работников организации» 

Данным законопроектом предлагается закрепить в Трудовом кодексе Российской Федерации соотношение максимальной и минимальной рассчитываемой за календарный год средней заработной платы работодателя и работников организации в пределах 10 к 1. Причем эта кратность будет включать в себя различные надбавки, компенсационные и стимулирующие выплаты. Требование не будет распространяться на работодателей-физических лиц и их работников. В случае если выплаченная заработная плата будет превышать соотношение 10 к 1, то часть, превышающая это соотношение, подлежит возврату и распределению между работниками пропорционально размерам их заработной платы.

В настоящее время в России работодатели самостоятельно определяют уровень заработной платы своих работников. На практике это привело к ярко выраженной дифференциации в оплате труда как между отраслями экономики, так и на отдельных предприятиях.

Серьезной проблемой сегодня является необоснованный дисбаланс в заработных платах топ-менеджеров, объем премирования которых не коррелирует с результатами их деятельности.

Так, например, согласно общеизвестным источникам, ОАО «НК «Роснефть» является не только лидером нефтяной отрасли страны, но и лидером по беспрецедентной величине разрывов в уровне оплаты труда топ-менеджеров и персонала компании. Заработная плата Президента (Председателя правления) указанной компании И.И.Сечина превысила в 2013 году среднюю заработную плату ее работников более чем в 1700 раз.

Приблизительно 1000-кратный разрыв между первым лицом компании и ее среднестатистическим работником был зафиксирован в 2013 году в Газпроме и ВТБ.

В остальных компаниях наблюдаются хотя и меньшие разрывы, но также весьма существенные, исчисляющиеся сотнями.

Экспертные исследования по банкам показывают, что если в одних кредитных организациях соотношение уровня оплаты труда топ-менеджеров и остальных категорий работников исчисляется лишь десятками, то в других – сотнями. Лидером по дифференциации заработной платы стал банк Хоум Кредит. Среднее денежное вознаграждение топ-менеджера превысило среднюю зарплату работника банка в 458 раз. Помимо указанного банка существенные разрывы в уровне оплаты труда топ-менеджмента и остального персонала были зафиксированы в Банке Москвы (271 раз), ВТБ 24 (254 раза), в Сбербанке (247 раз), Альфа-Банке (201 раз), Абсолют-банке (119 раз) и других.

Таким образом, можно сделать вывод, что для крупных российских компаний независимо от сферы деятельности и формы собственности характерны беспрецедентные, экономически необоснованные разрывы в уровне оплаты труда топ-менеджеров и остального персонала.

Аналогичная ситуация, только в более мелких масштабах, сложилась в рамках государственных и иных учреждений. Например, разрыв в заработных платах отдельных ректоров учебных заведений является существенным: заработная плата ректора достигает семизначных цифр, в то время как рядовой преподаватель получает в среднем 15 тыс. рублей.

Вышеизложенные факты в очередной раз подтверждают вывод о необходимости изменения действующей системы оплаты труда. Установление взаимосвязи между оплатой труда руководителей и работников обеспечит более эффективное управление.

Опыт закрепления соотношений между заработными платами всех категорий работников был в нашей стране. Во всех отраслях экономики СССР должностные оклады первых руководителей предприятий, их заместителей были соизмеримы с размером минимальной оплаты труда (для директора, в частности, в соотношении 5 к 1). Средний размер оплаты труда руководителей и всех остальных работников по стране был в соотношении 4 к 1.

На недостатки правовых норм трудового законодательства, приводящих к значительной дифференциации оплаты труда руководителя и работника бюджетной организации, обратило внимание Правительство России.

В сентябре 2012 г. в Постановление Правительства Российской Федерации № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» были внесены изменения, согласно которым уже не оклад, а заработная плата руководителя привязана к средней заработной плате основного персонала и не должна превышать её более чем в 8 раз.

В январе 2015 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации № 2 «Об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий», которое утвердило, что предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров предприятий и средней заработной платы работников списочного состава предприятий устанавливается учредителем в кратности от 1 до 8.

Таким образом, предполагается целесообразным закрепить норму об установлении зависимости средних заработных плат внутри одной организации между разными уровнями заработных плат.

С одной стороны это позволит избежать в будущем необоснованных выплат и увеличения заработной платы руководящего звена, а с другой стороны, будет мотивировать руководителя в росте эффективности работы организации и, как следствие, в увеличении размера средней заработной платы персонала организации.

Кроме того, введение данной нормы в федеральное законодательство закрепит единообразный принцип ограничения заработной платы.

Предполагается, что принятие настоящего Федерального закона окажет положительное влияние на рынок труда, в частности, повысит конкурентоспособность, привлечет профессионалов в различные сферы, повысит уровень ответственности работников, исключит личностный фактор при определении оплаты труда, а также повысит реальные доходы многих категорий граждан, некоторые из которых перешагнут черту бедности.

На основании вышеизложенного представляется абсолютно справедливым установить сокращение в разрыве между зарплатами для всех руководителей организаций и работников и внести соответствующие изменения в законодательство.

                                                                      

Комментарии (0)
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите или зарегистрируйтесь.