Либерально-демократическая партия России
Четверг, 25 Мая 2017
ЛДПР
---

О внесении изменений в Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве»

20 Декабря 2016 18:43 | 865

Вносится депутатами

Государственной Думы

 

В.В. Сысоевым, И.Н. Абрамовым,

Д.Е. Шилковым 

 

Проект 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О внесении изменений в Федеральный закон

«О личном подсобном хозяйстве» 

 

Внести в Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 28, ст. 2881; 2008, № 30, ст. 3597; 2009, № 1, ст. 10; 2011, № 26, ст. 3652; 2016, № 18, ст. 2495) следующие изменения:

1) в статье 2:

а) в части 1 после слов «переработке сельскохозяйственной продукции.» дополнить словами «, а также продукции традиционной хозяйственной деятельности  лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.»;

б) в части 2 после слов «членами его семьи» дополнить словами «и (или) общины»;

2) третье предложение части 5 статьи 4 дополнить словами: «, а также в случае предоставления в безвозмездное пользование, аренду или собственность таких участков лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам для ведения личного подсобного хозяйства в местах их традиционного проживания».

3) в статье 8 в части 2 после слов «членов его семьи» дополнить словами «и (или) общины».

 

Президент

Российской Федерации

_______________________________________________________________________________________________

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона

О внесении изменений в Федеральный закон

«О личном подсобном хозяйстве»

 

Настоящий законопроект разработан в целях расширения возможностей осуществления традиционной хозяйственной деятельности, а также получения дополнительных мер государственной поддержки коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в том числе народами, занимающимися северным оленеводством.

На сегодняшний день северное оленеводство — единственная отрасль сельского хозяйства, в которой практически заняты только коренные народы Севера. Уникальность оленеводства в том, что оно до настоящего времени остается не столько отраслью хозяйства, сколько образом жизни семей оленеводов, то есть «этносохраняющей отраслью».

Одной из основных проблем правового регулирования данной сферы является отсутствие единого федерального закона, детально регламентирующего деятельность оленеводов. Попытки принять закон «О Северном оленеводстве» предпринимались с 1999 года (законопроекты № 97700749-2, 220824-3), однако до настоящего времени такой закон не принят. В тоже время развитие отрасли оленеводства имеет важное значение для сохранения традиционных самобытных  культур  и образа жизни коренных народов Севера, что невозможно без базового закона.

Ситуация осложнилась в связи с  принятием нового Земельного кодекса и прекращением права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Это право было наиболее распространенным видом прав на оленьи пастбища. Поскольку новым Земельным кодексом оно не предусмотрено, получается, что оленеводы должны будут платить государству аренду за пользование пастбищами, что не способствует развитию отрасли, а также  не в полной мере соответствует международным принципам отношений между развитыми государствами и коренными народами.

На сегодняшний день существует ряд федеральных законов, в той или иной мере регулирующих вопросы гарантий прав коренных малочисленных народов, в том числе и вопросы, связанные с использованием ими земельных участков для ведения традиционной хозяйственной деятельности. Так, в соответствии  со статьей 8 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации. В тоже время, согласно Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»  земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. При этом дополнительно закреплено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды или на праве безвозмездного пользования на срок не менее чем пять лет. Очевидно противоречие, заложенное в вышеуказанных нормативных правовых актах.

Далее, в целях образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для ведения ими на этих территориях традиционного природопользования и традиционного образа жизни был принят Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», который устанавливает в том числе правовой режим территорий традиционного природопользования. Однако вопрос предоставления земельных участков и других обособленных природных объектов, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования, решается путем введения отсылочной нормы на законодательство Российской Федерации.

Следует отметить, что несмотря на отсутствие единого базового закона, в субъектах Российской Федерации, где развивается оленеводство, приняты и действуют региональные законы, регулирующие вопросы данной отрасли. Такие законы действуют в Ямало-Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Чукотском автономном округе, республике Саха (Якутия), Камчатском крае, Красноярском крае, Ненецком автономном округе, Республике Коми, Мурманской области, Магаданской области и других регионах.

Однако региональное правовое регулирование не решает в полной мере вопросы регулирования отрасли, а противоречивость и сложность вышеуказанных нормативных актов существенно затрудняет их правоприменение.

Кроме того, анализ законодательства приводит нас к выводу, что несмотря на большое количество нормативных актов, вопрос предоставления земельных участков осуществляется только на основании Земельного кодекса Российской Федерации, а вышеупомянутые законы содержат только отсылочные нормы.

Земельным же кодексом установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, на срок не более чем десять лет.

Таким образом, законом наложено существенное ограничение по целевому признаку при предоставлении в безвозмездное пользование участков коренным малочисленным народам.

В случаях, когда использование земельного участка не предусматривает строительство зданий и сооружений, то в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае осуществления деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда.

Данная норма устанавливает одно ограничение – земли лесного фонда. Но как было сказано выше, Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлен специальный режим использования земель сельскохозяйственного назначения. Поскольку нормы Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» являются специальными по отношению к нормам Земельного кодекса Российской Федерации, в случае конкуренции норм мы должны руководствоваться специальными нормами федерального закона. Систематическое толкование данных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод, что земли сельскохозяйственного назначения не могут быть использованы без предоставления земельных участков и установления сервитута в порядке  статьи 39.33 ЗК РФ в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. 

В тоже время, согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданину для ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет. Более того, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 39.5 ЗК РФ вышеупомянутый участок может быть предоставлен гражданину в собственность при условии, что гражданин использовал такой земельный участок в течение пяти лет  в соответствии с установленным разрешенным использованием.

Таким образом, у гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство, более широкие возможности по предоставлению ему права безвозмездного пользования  земельным участком с возможностью получения такого участка в собственность.

Формально оленеводство относится к отраслям сельского хозяйства и подпадает под действие закона «О личном подсобном хозяйстве». Однако, учитывая специфику данной отрасли, а также исторически сложившиеся отношения, оленеводам практически не предоставляются земельные участи для ведения личного подсобного хозяйства.

Специфика заключается в том, что оленьи пастбища имеют довольно большую территорию, а земли, занятые пастбищами – различное назначение  и правовой режим. Без четкого правового регулирования вопросов предоставления земель под пастбища невозможно полноценное развитие отрасли.

Законопроектом предлагается распространить закон «О личном подсобном хозяйстве» на лиц, относящихся к коренным малочисленным народам и их общинам, уточнив понятие личного подсобного хозяйства, а также отменить ограничение по размеру земельного участка для таких личных подсобных хозяйств.

Предлагаемые изменения позволят малочисленным народам самим выбирать какой формой государственной поддержки пользоваться и на каком праве осуществлять и развивать свою деятельность. Также у оленеводов появляется дополнительная возможность пользоваться мерами государственной поддержки, предоставляемой личным подсобным хозяйствам.

Авторы законопроекта полагают, что до принятия единого федерального закона «Об оленеводстве» данная мера позволит обеспечить дополнительное необходимое правовое регулирование традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

 

 

 

Комментарии (0)
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите или зарегистрируйтесь.
Депутат Государственной Думы от Красноярского края Сергей Натаров заявил о начале сбора гуманитарной помощи для пострадавших от пожаров жителей городов Лесосибирск и Канск. Сбор организован региональным отделением ЛДПР на базе партийных общественных приемных