Либерально-демократическая партия России
Вторник, 28 Февраля 2017
ЛДПР
---
Регион

«Об основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения населения качественной водой»

5 Декабря 2016 15:00 | 558

Вносится депутатами Государственной Думы

А.Н.Диденко,

К.И.Черкасовым,

В.В.Сысоевым 

 

Проект 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

Об основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения населения качественной водой 

Настоящий Федеральный закон устанавливает принципы и цели государственной политики Российской Федерации в области обеспечения населения качественной водой, требования к обеспечению качества воды и контроля за качеством воды, меры по охране водных объектов, принципы международного сотрудничества в области водных отношений.

Российская Федерация руководствуется в своей политике в области обеспечения населения качественной водой необходимостью обеспечения рационального использования и охраны водных объектов, экологической безопасности, проведения природоохранных мероприятий. 

Статья 1. Принципы и цели государственной политики Российской Федерации в области обеспечения населения качественной водой

1. Государственная политика Российской Федерации в области обеспечения населения качественной водой основывается на принципах:

1) значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека;

2) обеспечение качества воды требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

3) приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования;

4) обеспечение населения качественной водой, прежде всего, питьевой;

5) соблюдение требований водного законодательства, неотвратимость ответственности за нарушение водного законодательства;

6) государственный мониторинг водных объектов;

7) рациональное использование водных объектов;

8) охрана водных объектов от загрязнения, засорения и истощения;

9) предупреждение негативного воздействия на водные объекты;

10) участие граждан и некоммерческих организаций в контроле качества воды и охране водных объектов;

11) международное сотрудничество в области водных отношений.

2. Целями государственной политики Российской Федерации в области обеспечения населения качественной водой являются:

1) улучшение качества жизни населения и охрана здоровья населения путем качественного водоснабжения;

2) обеспечение свободного доступа населения к качественной воде;

3) обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов;

4) гарантирование доступа населения к централизованным системам водоснабжения;

5) обеспечение населения водой в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей;

6) внедрение водосберегающих технологий;

7) эффективный государственный контроль за использованием водных объектов;

8) формирование экологической культуры населения.

Статья 2. Законодательство в области обеспечения населения качественной водой

Законодательство в области обеспечения населения качественной водой основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

Статья 3. Требования к обеспечению качества воды

1. Вода, потребляемая населением, должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2. Качество воды обеспечивается:

1) обработкой воды в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами;

2) использованием в системах водоснабжения материалов, оборудования и реагентов, прошедших обязательную гигиеническую экспертизу и сертификацию;

3) разработкой производственных правил контроля за качеством воды в системах водоснабжения и осуществлением регулярного производственного контроля;

4)  установление зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

3. Потребляемая населением вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.

4. В случае если подготовка и распределение воды, предназначенной для потребления населением, включает дезинфекцию, то загрязнение воды побочными продуктами дезинфекции должно находиться на самом минимальном уровне.

5. Собственники водных объектов и водопользователи должны осуществлять мероприятия по улучшению качества воды:

1) внедрять инновационные технологии очистки воды;

2) модернизировать водопроводные сети о водоочистные сооружения;

3) осуществлять контроль за составом, объемом и массой сточных вод.

Статья 4. Контроль качества воды

1. Качество воды должно соответствовать требованиям, указанным в статье 3 настоящего Федерального закона. Несоответствие качества воды установленным требованиям, в том числе временное, не допускается.

2. За качеством воды осуществляется государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль.

3. Государственный контроль осуществляется с целью обеспечения порядка пользования водными объектами, выполнения обязанностей по охране водных объектов, предупреждению негативного воздействия на водные объекты.

4. Некоммерческие организации участвуют в контроле качества воды  в соответствии с их уставными целями, а граждане – в соответствии с законодательством Российской Федерации. Некоммерческие организации и граждане содействуют осуществлению государственного контроля качества воды.

Статья 5. Основные требования по рациональному использованию водных объектов

Основными требованиями по рациональному использованию водных объектов являются:

1) соблюдение обязательных требований на водных объектах и в их водоохранных зонах;

2) комплексное использование водных объектов и охрана водных объектов;

3) проведение постоянного государственного мониторинга водных объектов;

4) санитарная очистка и обезвреживание сточных вод перед сбросом в водные объекты.

Статья 6. Охрана водных объектов от загрязнения, засорения и истощения

1. Водные объекты подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения с целью предотвращения причинения вреда здоровью населения, уменьшения водных биологических ресурсов, ухудшения условий водоснабжения, изменения физических, химических и биологических свойств водных объектов.

2. Охрана водных объектов от загрязнения, засорения и истощения организуется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими водоснабжение, посредством принятия следующих мер:

1) планирование и реализация комплекса мер, направленных на сохранение водных объектов, предотвращение загрязнения и истощения водных объектов, а также устранение последствий загрязнения и истощения водных объектов;

2) постоянный мониторинг за состоянием поверхностных и подземных вод;

3) осуществление научных исследований для составления краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов использования водных ресурсов;

4) нормирование и контроль сбросов в водные объекты;

5) учет видов и количества загрязняющих веществ в водных объектах;

6) установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

3. Сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления запрещаются.

4. Недропользователи, проводящие геолого-разведочные и эксплуатационные работы при добыче подземных вод, должны обеспечивать рациональную разведку и исключать возможность загрязнения водоносных горизонтов.

5. Физические и юридические лица обязаны предотвращать загрязнение водных объектов радиоактивными веществами, удобрениями, пестицидами и ядохимикатами и не допускать загрязнения и засорения водных объектов вследствие потерь химических, нефтяных и иных продуктов, влияющих на качество воды в водных объектах.

6. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности водного объекта.

Статья 7. Права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов

1. Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов имеют право:

1) самостоятельно осуществлять использование водных объектов;

2) осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах;

3) пользоваться иными предусмотренными федеральными законами правами.

2. Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны:

1) обеспечивать рациональное использование водных объектов, обеспечивать экономное расходование водных ресурсов, их восстановление;

2) не допускать сброс в водные объекты сточных вод, не соответствующих предъявляемым требованиям;

3) не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;

4) содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения, влияющие на состояние водных объектов, улучшать их эксплуатационные качества;

5) организовывать контроль качества воды, а также обеспечивать надлежащее санитарное состояние водных объектов и благоприятное состояние окружающей среды;

6) осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения водных объектов, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений;

7) проводить рыбоохранные мероприятия.

Статья 8. Государственный учет и планирование использования водных объектов

1. Органы государственной власти Российской Федерации в области водных отношений осуществляют государственный учет водных объектов с целью установления количества водных объектов и качества вод в водных объектах, использования вод для личных и бытовых нужд населения.

2. Органы государственной власти Российской Федерации в области водных отношений осуществляют планирование использования водных объектов с целью распределения вод между водопользователями с целью первоочередного удовлетворения личных и бытовых нужд населения, охраны водных объектов и предупреждения негативного воздействия вод.

 

Статья 9. Международное сотрудничество в области водных отношений

Российская Федерация на основе норм международного права осуществляет обмен информацией и взаимную помощь другим государствам при совместной эксплуатации водохозяйственной системы. 

 

Президент

Российской Федерации                 

_______________________________________________________________________________________________ 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «Об основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения населения качественной водой»

 

Вода является непременным условием жизни. От качества воды напрямую зависит здоровье нации, качество жизни, экологическая и биологическая безопасность населения, а также состояние окружающей среды.

Российская Федерация является одной из наиболее обеспеченных водными ресурсами стран. Около 20% мировых запасов пресных поверхностных и подземных вод находятся на территории России. В нашем государстве функционирует один из крупнейших водохозяйственных комплексов, включает в себя более 30 тыс. водохранилищ и прудов.

В целом в Российской Федерации текущие водоресурсные потребности экономики и населения обеспечиваются эффективно. Вместе с тем, отдельные субъекты РФ, муниципальные образования испытывают серьезные проблемы с водообеспечением. Например, Дальневосточный и Сибирский федеральный округ обеспечены водными ресурсами почти в 30 раз больше, чем Южный и Уральский федеральный округ. Кроме того, многие субъекты РФ испытывают недостаток водных ресурсов высокого качества, то есть соответствующим гигиеническим нормативам, для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд населения (Республика Калмыкия, Республика Ингушетия, Белгородская область, Курская область, Курганская область, Ставропольский край).

Гарантирование населению и удовлетворение потребностей населения в чистой качественной воде осложняется устаревшими системами очистки воды, нерациональным использованием воды (ежегодно объем потерь воды при транспортировке составляет до 8 куб.км), антропогенными загрязнениями водных объектов, несоблюдением промышленными предприятиями норм выбросов (свыше 72% сточных вод сбрасываются в водоемы недостаточно очищенными). Такое положение дел является причиной распространения вирусных инфекций, что создает опасность массовых заболеваний населения, уменьшения продолжительности жизни и высокой смертности.

В последние годы обеспечение населения России чистой качественной водой является проблемой общегосударственного масштаба. В этой связи Правительством РФ утверждены различные федеральные целевые программы, в том числе, программа «Чистая вода», рассчитанная на реализацию в 2011-2017 гг., а также Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года.

Очевидно, что обеспечение населения России чистой качественной водой должно стать приоритетной национальной задачей и одним из важнейших направлений социально-экономического развития нашей страны. Для решения этого вопроса необходимо принять конкретные меры по рациональному освоению и использованию водных объектов, недопущению истощения водных объектов, применению модернизированных водоемких производственных технологий, минимизации потерь воды при транспортировке, приведению качества питьевой воды в соответствие с гигиеническими нормативами.

В связи с изложенным настоящим законопроектом определяются цели государственной политики Российской Федерации в области обеспечения населения качественной водой: улучшение качества жизни населения и охрана здоровья населения путем качественного водоснабжения; обеспечение свободного доступа населения к качественной воде; обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов; гарантирование доступа населения к централизованным системам водоснабжения; обеспечение населения водой в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей; внедрение водосберегающих технологий; эффективный государственный контроль за использованием водных объектов; формирование экологической культуры населения.

Охрана, предотвращение загрязнения и восстановление водных объектов – также одна из важнейших стратегических задач государства. В области питьевого водоснабжения сложилась кризисная ситуация, что обусловлено именно недостаточностью мероприятий по охране источников водоснабжения, неудовлетворительным техническим состоянием систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, несовершенством экономических механизмов в сфере водопользования. Например, около 40% водопроводных сетей нуждаются в замене, а около 7% сточных вод вовсе не проходят очистку.

Обеспечение населения питьевой водой, не соответствующей гигиеническим нормативам, приобретает в последние годы массовый характер. Большинство водных объектов характеризуются высокой степенью загрязнения и низким качеством воды. Напряженная ситуация сложилась в бассейнах рек Волги, Оби, Енисея, Амура, Северной Двины и Печоры. В этой связи законопроектом определяется, что вода, потребляемая населением, должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и отступление в каких-либо пределах от этих требований недопустимо. За качеством воды должен осуществляться постоянный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль.

В целях эффективной борьбы с нерациональным использованием водных ресурсов необходимо: соблюдать обязательные требования на водных объектах и в их водоохранных зонах; комплексно использовать водные объекты и охранять водные объекты; проводить постоянный государственный мониторинг водных объектов; осуществлять санитарную очистку и обезвреживание сточных вод перед сбросом в водные объекты; использовать замкнутые циклы использования воды.

Представляется, что принятие законопроекта будет способствовать улучшению качества воды в водных объектах, позволит проводить не только государственную политику предотвращения загрязнения, засорения и истощения водных объектов, но и гарантировать гражданам их конституционные права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

                                                            

Комментарии (0)
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите или зарегистрируйтесь.
Владимир Жириновский подчеркнул, что партия всегда делала ставку на молодых. Омоложение кадрового состава, приход энергичных, талантливых и уверенных в себе людей является основой процветания любой структуры, заявил лидер ЛДПР, объясняя, почему так важно помогать продвижению молодежи