Либерально-демократическая партия России
Вторник, 11 Декабря 2018
ЛДПР
---

О внесении изменения в статью 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

28 Ноября 2018 10:00 | 36563

Вносится депутатами Государственной Думы

И.В.Лебедевым,

Я.Е.Ниловым,

В.В.Сысоевым,

А.Н.Свинцовым

 

Проект

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О внесении изменения в статью 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 

Внести в часть 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2007, № 26, ст. 3089; № 31, ст. 4007; 2011, № 7, ст. 901; 2013, № 30, ст. 4029) изменение, изложив абзац второй в следующей редакции:

«влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей, или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет, или административный арест на срок до пятнадцати суток.». 

         Президент

Российской Федерации

_________________________________________________________________________________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона

«О внесении изменения в статью 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

 

До 2007 года Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 12.27 (оставление места ДТП), было установлено наказание в виде административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей, или лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года, или административный арест на срок до пятнадцати суток.

В 2007 году наказание за данное нарушение было ужесточено - из санкции части 2 статьи 12.27 КоАП РФ исключили такой вид наказания как штраф, а минимальный и максимальный срок лишения права управления транспортными средствами увеличился на полгода.

Такое решение законодателя было обусловлено дорожной обстановкой того времени. По данным ГИБДД за 2007 год в Российской Федерации произошло 233 809 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибло 33 308 человек, а 292 206 человек получили ранения. Такое количество ДТП требовало комплексных и эффективных мер, в связи с чем была проведена существенная переработка ряда статей главы 12 КоАП РФ.

Однако в течение последних 10 лет наметилась стойкая тенденция к снижению количества ДТП. Так, с января по декабрь 2017 года произошло 169 тыс. дорожно-транспортных происшествий. Это на 2,5% меньше, чем за аналогичный период 2016 года, что говорит о продолжении снижения количества аварийности на дорогах страны.

В тоже время следует отметить, что законодательство должно отвечать требованиям времени и соответствовать общим социально-политическим тенденциям.

В Российской Федерации наблюдается общий тренд на гуманизацию законодательства, в том числе административного. Потребность в смягчении ряда административных норм очевидна, поскольку чрезмерно суровое наказание не обеспечивает его целей, а также прямо противоречит принципам гуманизма и справедливости, присущим законодательству правового демократического государства.

Гуманизация санкций некоторых административных норм будет вписываться в концепцию административного наказания, заложенную в КоАП РФ. Так, согласно статье 3.1. КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Именно превентивная цель и обуславливает выбор санкции за те или иные правонарушения, именно поэтому чрезмерно суровое наказание априори не может обеспечить достижение цели наказания.

Как было сказано выше, действующая редакция части 2 статьи 12.27 КоАП РФ за такой вид нарушения как оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, предусматривает только два вида наказания - лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Оба наказания являются достаточно суровыми, что не позволяет суду при рассмотрении дела учесть какие-либо обстоятельства, в том числе смягчающие.

Также следует отметить, что суды по факту ограничены в выборе наказания за данное нарушение, поскольку административный арест не применяется к ряду категорий граждан. Так, согласно части 2 статьи 3.9. КоАП РФ административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

Кроме того, арест назначается лишь в исключительных случаях в соответствии с действующим административным законодательством.

По данным Верховного суда РФ в 2017 году наказание в виде административного ареста назначено около 1 000 000 человек, при этом по части 2 статьи 12.27 КоАП РФ — это наказание назначено лишь 17 000 человек.

Получается, что суд фактически лишен альтернативы при выборе наказания за оставление места ДТП, а лишение права управления транспортными средствами остается зачастую единственным вариантом возможного наказания.

Статистические данные указывают, что в 2017 году 1,5 миллиона человек привлечены к административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения, при этом более 26 % нарушителей лишены права управления транспортным средством.

Оставление места ДТП, безусловно, характеризуется достаточно высокой степенью общественного вреда. Однако на практике возникают различные ситуации, когда нарушитель формально подпадает по действие части 2 статьи 12.27 КоАП РФ, но фактически вред общественным отношениям не причинен. Речь идет, например, о ДТП с единственным участником, в результате которого не причинен никакой ущерб, либо о тех случаях, когда участник ДТП отлучился на время и затем вернулся на место ДТП.

Весьма распространенной является ситуация, когда участники ДТП оформляют документы с участием аварийного комиссара, а после того, как виновный водитель уезжает, другой участник ДТП вызывает ГИБДД и указывает, что виновный с мест аварии скрылся. В результате гражданин, который полагает, что исполнил установленную законом обязанность в связи с дорожно-транспортным происшествием, оказывается виновен в оставлении места ДТП.

Следует отметить, что Верховный суд РФ в большинстве случаев отменяет приговоры нижестоящих судов, поскольку признает те или иные ситуации не подпадающими под состав данного правонарушения либо признает нарушение малозначительным.

Правоприменительная практика данного состава нарушения показывает, что имеет место большой процент ошибок со стороны должностных лиц как в процессе возбуждения дела об административном производстве, так и во время судебного рассмотрения дела. Отсутствие альтернативного, более мягкого вида наказания, создает реальную возможность для нарушения прав граждан, поскольку не позволяет учесть степень общественного вреда, смягчающие обстоятельства и иные фактические обстоятельства дела.

Законопроектом предлагается дополнить санкцию части 2 статьи 12.27 КоАП РФ наказанием в виде штрафа в размере 5 000 рублей, не изменяя вид и срок уже имеющихся наказаний.

При этом решение о виде наказания будет принимать суд с учетом всех обстоятельств дела.

Такой подход позволит учесть при назначении наказания все обстоятельства дела, форму вины нарушителя, что обеспечит соблюдение принципов справедливости и гуманизма.

 

 

Комментарии (0)
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите или зарегистрируйтесь.
Владимир Жириновский принял участие в конференции, посвящённой обсуждению преступлений против человечности. Лидер ЛДПР проанализировал как причины геноцидов, так и варианты устранения их последствий.