Либерально-демократическая партия России
Воскресенье, 15 Сентября 2019
ЛДПР
---

О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

24 Декабря 2018 11:41

Вносится депутатами

Государственной Думы

И.В.Лебедевым,

Я.Е.Ниловым,

Б.Р.Пайкиным,

В.В.Сысоевым

 

Проект 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

 

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 18, ст. 1720; 2003, № 26, ст. 2566; 2005, № 30, ст. 3114; 2006, № 48, ст. 4942; 2007, № 49, ст. 6067; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 9, ст. 1045; № 52, ст. 6438; 2010, № 6, ст. 565; № 17, ст. 1988; 2011, № 1, ст. 4; № 7, ст. 901; № 27, ст. 3881; № 29, ст. 4291; № 49, ст. 7040; 2012, № 25, ст. 3268; № 31, ст. 4319, 4320; 2013, № 30, ст. 4084; 2014, № 30, ст. 4224; 2015, № 48, ст. 6715; 2016, № 22, ст. 3094; № 26, ст. 3883; № 27, ст. 4293; 2017, № 14, ст. 2008) следующие изменения:

1) абзац четвертый статьи 3 изложить в следующей редакции:

«недопустимость управления на территории Российской Федерации транспортными средствами их владельцами, не исполнившими                   установленную настоящим Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности;»;

2) дополнить статью 4 пунктом 2.1 следующего содержания:

«2.1. Владелец транспортного средства вправе не заключать новый договор обязательного страхования с указанием типа (категории) и назначения транспортного средства, в случае приобретения (покупки, наследования, принятия в дар и тому подобного) транспортного средства, которое соответствует типу (категории) транспортного средства, указанного в ранее заключенном договоре обязательного страхования, если срок его действия не истек. В таком случае регистрационные действия, связанные со сменой владельца вновь приобретенного транспортного средства, осуществляются уполномоченными органами с учетом ранее заключенного договора обязательного страхования, срок которого не истек.»;

3) подпункт «а» пункта 2 статьи 6 изложить в следующей редакции:

«а) причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования, в случае заключения такого договора с указанием индивидуальных характеристик транспортного средства;»;

4) в статье 9:

а) абзац 2 пункта 1 изложить в следующей редакции:

«Базовые ставки для договоров обязательного страхования с указанием индивидуальных характеристик транспортного средства страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.»;

б) дополнить пункт 1 абзацем 3 следующего содержания:

«Базовые ставки страховых тарифов для договоров обязательного страхования с указанием типа (категории) и назначения транспортного средства устанавливаются в зависимости от типа (категории) и назначения транспортных средств.»;

в) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, для договоров обязательного страхования с указанием индивидуальных характеристик транспортного средства устанавливаются в зависимости от:»

г) дополнить пунктом 2.2 следующего содержания:

«2.2. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, для договоров обязательного страхования с указанием типа (категории) и назначения транспортного средства устанавливаются в зависимости от водительского стажа, возраста владельца транспортного средства, наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства соответствующего типа (категории).

При расчете страховой премии для данного вида договоров обязательного страхования положения пунктов 4 и 5 настоящей статьи не применяются.».

5) в статье 10:

а) в пункте 3 после слов «договор обязательного страхования» дополнить словами «с указанием индивидуальных характеристик транспортного средства»;

6) в статье 15:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками одного из двух видов договоров обязательного страхования, в которых указываются индивидуальные характеристики транспортного средства или только тип (категория) и назначение транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.»;

б) дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:

«1.1. Договор обязательственного страхования, в котором указан только тип (категории) транспортного средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована, действует в отношении любого транспортного средства, находящегося во владении страхователя, если оно соответствует типу (категории) транспортного средства, указанного в таком договоре.»;

в) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Договор обязательного страхования с указанием индивидуальных характеристик транспортного средства заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.»;

г) дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:

«2.1. Договор обязательного страхования с указанием типа (категории) и назначения транспортных средств заключается в отношении владельца транспортного средства соответствующего типа (категории) и назначения.»;

д) в пункте 3:

подпункт «г» изложить в следующей редакции:

«г) документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства) и (или) иной документ, подтверждающий право управления транспортным средством на законном основании (договор аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное)»;

подпункт «е» признать утратившим силу;

е) в пункте 5 слова «а также один из документов, указанных в подпункте "е" пункта 3 настоящей статьи, или документ о проведении технического осмотра, выданный в иностранном государстве и признаваемый в Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации», исключить;

7) пункт 3 статьи 32 изложить в следующей редакции:

«3. На территории Российской Федерации запрещается управление транспортным средством их владельцами, не исполнившими установленную настоящим Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2019 года.

 

Президент

Российской Федерации

______________________________________________________________________________________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

 

Действующая в настоящее время в Российской Федерации система обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, предусмотренная Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Федеральный закон), не в полной мере отвечает интересам страхователей по целому ряду причин.

Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона установлено, что владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены данным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

В действительности же, несмотря на то, что законодательством провозглашена обязательность страхования гражданской ответственности именно гражданина, данный вид обязательного страхования фактически осуществляется в отношении только конкретного транспортного средства. Это следует из того, что действующая система ОСАГО обязывает человека страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при управлении транспортным средством, находящимся в его владении.

В результате гражданин, который в период обычной жизни, а также в рамках трудовой или коммерческой деятельности периодически использует два или более транспортных средств, должен быть вписан в каждый полис ОСАГО на каждый используемый им автомобиль или страховые полисы должны быть оформлены без указания лиц, допущенных к управлению транспортным средством, что влечет значительное увеличение страховой премии.

Другим существенным недостатком действующего порядка обязательного страхования является то, что страхователь несет бремя финансовой ответственности за лиц, которые указаны в страховом полисе, при заключении договора ОСАГО.

В частности, в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона на размер страховой премии влияют возраст и стаж водителей, допущенных к управлению данным транспортным средством и указанных в полисе ОСАГО, а также наличия или отсутствия у указанных лиц страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО.

Таким образом, подлежащая уплате страхователем страховая премия зависит не от возраста и стажа самого страхователя (который обычно и управляет своим транспортным средством), а от возраста и стажа лица, указанного в полисе ОСАГО.

При этом, если по вине лица, указанного в полисе ОСАГО, имело место дорожно-транспортное происшествие, то даже при безаварийной эксплуатации транспортного средства самим страхователем его расходы при перезаключении договора ОСАГО возрастают на соответствующий коэффициент.

В результате действующая при определении страхового тарифа структура коэффициентов возлагает на страхователя ответственность за возраст, стаж, аварийность иных водителей, которые указываются в полисе ОСАГО, что значительно увеличивает размер страховой премии.

Следует также отметить, что в жизни часто возникают ситуации, когда собственник транспортного средства вынужден передать право управления лицу, не вписанному в страховой полис, который сам является страхователем по договору гражданской ответственности в отношении другого транспортного средства аналогичного типа (категории).

В случае ДТП, совершенного таким водителем, собственникам транспортного средства приходится возмещать причиненный вред в судебном порядке, затрачивая большие временные и материальные ресурсы без гарантии положительного результата и возмещения расходов.

В нашей стране каждый день продаются и покупаются несколько тысяч транспортных средств. При этом смена владельца транспортного средства фактически влечет досрочное прекращение действия договора ОСАГО, а страхователи, в случае приобретения другого транспортного средства, снова вынуждены оформлять договор обязательного страхования, что безусловно создает бюрократические трудности и увеличивает расходы на страхование. Конечно, страхователь имеет право вернуть часть страховой премии по досрочно прекращенному договору, однако данное право реализуется также далеко не всеми гражданами, что опять позволяет страховщикам извлекать дополнительную выгоду.

В то же время необходимо учитывать, что в случае, если, например, в семье имеется один автомобиль, управление которым могут осуществлять родители, дети, другие лица, то заключение каждым из них отдельного договора страхования для управления этим автомобилем может привести к необоснованным дополнительным расходам по сравнению с заключением одного договора с указанием лиц, допущенных к управлению транспортным средством.

В целях сбалансированного подхода к рассматриваемым правоотношениям настоящий проект федерального закона предлагает дополнить существующий порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, предусмотрев возможность заключения договора обязательственного страхования, который бы мог действовать в отношении любого транспортного средства, находящегося во владении страхователя, если оно соответствует типу (категории) и назначению транспортного средства, указанного в таком договоре.

Обладая данным страховым полисом, водитель будет вправе управлять любым находящимся в его владении транспортным средством, категория которого совпадает с категорией, указанной страховом полисе. Также при наличии соответствующей доверенности, с согласия или в присутствии собственника иного транспортного средства, категория которого совпадает с категорией транспортного средства, указанного в договоре страхователя,   такой страхователь будет вправе управлять данным транспортным средством без дополнительного внесения его в какой-либо страховой полис. Предполагается, что на размер страховой премии, уплачиваемой страхователем, будет влиять лишь его возраст, стаж и аварийность.

Более того, в случае продажи одного автомобиля, например, категории «А» и приобретения другого автомобиля той же категории, страхователю не придется снова менять страховой полис и требовать от страховщика оставшуюся сумму страховой премии по прекращенному договору.

Принятие данного законопроекта позволит гражданам выбирать, какой вид договора обязательного страхования гражданской ответственности для них является наиболее практичным и экономически выгодным.

Законопроект направлен на защиту интересов как страхователей, так и иных участников дорожного движения, а также на повышение удобства при страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

 

 

Комментарии (0)
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите или зарегистрируйтесь.
По инициативе сенатора от ЛДПР Александра Пронюшкина, представляющего в СФ Владимирскую область, для молодёжи в регионе была организована масштабная акция «Я — патриот», которая прошла на территории военного учебного центра города Коврова