Либерально-демократическая партия России
Пятница, 19 Июля 2019
ЛДПР
---

О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

25 Сентября 2017 10:00

Вносится депутатами Государственной Думы

И.В.Лебедевым,

В.Е.Деньгиным,

Я.Е.Ниловым,

А.Н.Диденко,

М.В.Дегтяревым,

Е.В.Строковой,

А.Б.Курдюмовым

 

Проект

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 

 

О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

 

 

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 8, ст. 740; 2016, № 11, ст. 1493) следующие изменения:

1) подпункт 10 пункта 3 статьи 50 признать утратившим силу;

2) часть 2 статьи 99 признать утратившей силу.

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основанных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 24, ст. 2253; 2005, № 30, ст. 3104; 2006,   № 29, ст. 3124; № 31, ст. 3427; № 50, ст. 5303; 2007, № 18, ст. 2118; 2009,   № 7, ст. 771; № 14, ст. 1577; 2010, № 17, ст. 1986; 2011, № 13, ст. 1685; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4607; 2012, № 19, ст. 2274, 2275; № 41, ст. 5522;   № 50, ст. 6961; 2013, № 19, ст. 2329; 2014, № 6, ст. 565; № 8, ст. 739; № 19, ст. 2300; № 23, ст. 2931; 2016, № 11, ст. 1493) следующие изменения:

1) подпункт «з» пункта 25 статьи 38 признать утратившим силу;

2) пункт 5 статьи 76 признать утратившим силу.

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Положения статей 38 и 76 Федерального закона от 12 июня        2002 года  № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

 

 

Президент

Российской Федерации     

____________________________________________________________________________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 

Целью законопроекта является дальнейшее совершенствование избирательных процедур, связанных с регистрацией соответствующей избирательной комиссией списка кандидатов на выборах.

В настоящее время согласно Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) избирательная комиссия отказывает в регистрации (или аннулирует регистрацию) заверенного списка кандидатов на выборах в федеральные органы государственной власти, если из списка кандидатов выбыли по любой причине более 25 процентов кандидатов, и заверенного списка кандидатов на выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, если из списка кандидатов выбыли по любой причине более 50 процентов кандидатов.

Необходимо отметить, что указанная правовая норма является новеллой в законодательстве Российской Федерации. Действовавшие до Федерального закона № 67-ФЗ иные Федеральные законы от 6 декабря 1994 года № 56-ФЗ и                  от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ, регулировавшие вопросы основных гарантий избирательных прав, не содержали подобное основание для отказа в регистрации на выборах.

Так, на протяжении последних 15 лет вопрос отказа в регистрации списка по причине выбытия кандидатов является для политических партий крайне актуальным и вызывающим многочисленные споры о необходимости действия данного законодательного положения. Эти споры не безосновательны, поскольку выбытие кандидатов из списка иногда происходит под давлением внешних, в частности административных, факторов. Как правило, такое давление используется против неугодных оппозиционных политических сил, кандидатов от которых не желают видеть в местном или региональном законодательном (представительном) органе.

Кроме того, важно заметить, что в случае, если из списка выбыли 25% или 50% кандидатов, то избирательная комиссия отказывает в регистрации (аннулирует регистрацию) всего списка. Представляется, что применение данной меры конституционно-правовой ответственности в отношении тех кандидатов, которые остаются в списке и изъявляют желание участвовать в выборах, ограничивает их пассивное избирательное право и несправедливо ставит их в зависимость от, возможно недобросовестных, действий других кандидатов.

К тому же, выдвижение кандидатов и участие в выборах является основной целью деятельности политических партий (требования Федерального закона        от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» и Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»). Лишение кандидатов из списка права участвовать в выборах неправомерно и необоснованно ограничивает свободу деятельности общественных объединений, гарантированную частью 1 статьи 30 Конституции России.

Более того, в такой ситуации граждане, поддерживающие и разделяющие взгляды и убеждения кандидатов из списка, который не был допущен к выборам, фактически лишаются права избирать и отдать свой голос за кандидатов определенного избирательного объединения.

Не лишним будет напомнить, что согласно части 1 статьи 32 Конституции России граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Оценка правовых последствий выбытия определенного числа кандидатов из списка явилась предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации. Так, в соответствии с правовой позицией КС РФ, выраженной в Постановлении от 25 апреля 2000 года № 7-П, «отказ от участия в выборах кандидата в депутаты <…>, а равно исключение его из списка по инициативе избирательного объединения не могут рассматриваться как основания для ограничения пассивного избирательного права других кандидатов, входящих в список <…>, а также лишения граждан возможности выразить свою волю, препятствуя достижению обеспечения представительного характера законодательной (представительной) власти».

Учитывая изложенное, настоящим проектом федерального закона предлагается исключить из действующего законодательства такое основание, позволяющее избирательной комиссии не регистрировать или аннулировать регистрацию списка, как выбытие определенного числа кандидатов из списка по заявлениям о снятии своих кандидатур.

Принятие Федерального закона будет способствовать проведению справедливых и непредвзятых выборов, а также позволит гарантировать и гражданам, и политическим партиям равенство прав при реализации соответственно активного и пассивного избирательного права. 

                                                                          

Комментарии (0)
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите или зарегистрируйтесь.
Член фракции ЛДПР в Государственной Думе РФ Дмитрий Савельев считает, что комплексное снижение цен на энергоносители обеспечит конкурентоспособность российских продуктов и их доступность для потребителей