Либерально-демократическая партия России
Четверг, 21 Февраля 2019
ЛДПР
---

О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

7 Февраля 2019 18:40 | 41137

Проект

Вносится депутатами Государственной Думы

И.К. Сухаревым

С.Г. Каргиновым

В.В. Сысоевым

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 219 части второй

Налогового кодекса Российской Федерации

 

 

Статья 1

Внести в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 1, ст. 18; 2002, № 22, ст. 2026; 2003, № 19, ст. 1749; № 28, ст. 2879; 2006, № 31, ст. 3443; № 50, ст. 5286; 2007, № 31, ст. 4013; 2008, № 18, ст. 1942; 2009, № 23, ст. 2775; № 29, ст. 3639; № 52, ст. 6444; 2011, № 30, ст. 4583; № 48, ст. 6729; 2012, № 53, ст. 7604; 2013, № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6985; 2014, № 48, ст. 6663) следующие изменения:

1) в подпункте 2 пункта 1 слова «не более 50 000 рублей» заменить словами «не более 100 000 рублей»;

2) в пункте 2 слова «не более 120 000 рублей» заменить словами «не более 240 000 рублей».

 

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Статья 1 настоящего Федерального закона вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на доходы физических лиц.

 

 

Президент

Российской Федерации

_______________________________________________________________________________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

 

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – законопроект) разработан в свете резкого повышения стоимости предоставления образовательных услуг в Российской Федерации.

Основная задача государства в области образования сводится к разработке государственной политики и созданию необходимых условий для ее практической реализации, включающих в себя создание соответствующей законодательной базы и финансового обеспечения (в широком смысле этого слова) государственных высших учебных заведений, достаточного для выполнения ими государственного заказа на подготовку специалистов.

Российская система высшего образования долгое время базировалась на «одноуровневой» модели – пятилетней образовательной программе, ориентированной на подготовку специалистов, обладающих фундаментальными знаниями в рамках государственного заказа. При этом государство обеспечивало и трудоустройство выпускников. В этих условиях государство само отвечало за ценообразование.

Под влиянием рыночных факторов произошло изменение системы высшего образования в нашей стране. В России с 2009 года была введена новая «двухступенчатая» модель образования, которая трансформировалась в «трехступенчатую» модель, включающую: бакалавриат (4 года), специалитет (5 лет), магистратура (2 года).

В соответствии с образовательной программой и спросом на конкретные направления подготовки, как со стороны абитуриентов, так и со стороны государства, определялась стоимость обучения в каждом конкретном вузе.

Рост стоимости обучения происходил на фоне сокращения количества обучающихся в образовательных организациях высшего образования и роста расходов со стороны государства.

Необходимо отметить, что в последние годы сохраняется тенденция к сокращению количества выпускников высших учебных заведений.

Так, по данным Росстата в 2009 году в Российской Федерации насчитывалось 1134 высших учебных заведений, в которых обучалось 7 513, 1 тыс. студентов. Количество студентов в России на 10 000 человек составляло 529 человек. В результате оптимизации системы высшего образования к 2016 году количество вузов сократилось до 896 единиц, количество студентов – до 4 766, 5 тыс. человек, а количество студентов на 10 000 человек составило всего 325 человек.

Президент РФ В.В. Путин в марте 2018 года подчеркнул, что «Основной тренд современного высшего образования в РФ – это переход от количества вузов к качеству». В то же время резкое сокращение количества студентов не позволит реализовать поставленную Президентом задачу по подготовке высококлассных специалистов для обеспечения экономики России грамотными кадрами.

Сокращение количества вузов позволило значительно увеличить расходы на образование. Так, если в 2016/2017 учебном году базовый норматив для московских вузов на подготовку экономистов составлял 185 тыс. рублей, то в 2017/2018 году этот норматив увеличился до 224 тыс. рублей, для инженеров произошло увеличение норматива с 214 тыс. рублей до 257 тыс. рублей. При этом важно отметить, что размер норматива на подготовку специалистов влияет на стоимость платного обучения, которая не может быть ниже бюджетных расходов по подготовке специалистов определенного направления.

Таким образом, только в 2017 году стоимость обучения в российских университетах выросла в полтора-два раза по сравнению с 2016 годом. А если анализировать ситуацию за 10 лет, то можно говорить об увеличении стоимости обучения практически в 5 раз: с 30,1 тыс. рублей в год в 2008/2009 учебном году до 139 тыс. рублей в год в 2018/2019 учебном году.

При этом по данным Росстата номинальная средняя заработная плата в России выросла чуть больше чем в 2 раза: с 18 638 руб. в 2009 году до    43 381 руб. в 2018 году.

Можно сделать вывод, что качественное высшее образование доступно с финансовой точки зрения далеко не всем гражданам, а существующие меры поддержки в этом направлении недостаточно проработаны.

Так, одной из форм государственной поддержки граждан является предоставление налоговых льгот, к которым можно отнести и социальные налоговые вычеты.

Существующий на сегодня механизм социального налогового вычета на обучение предусматривает право на получение такого вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного пунктом 2 статьи 219 НК РФ, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).

Пунктом 2 статьи 219 НК РФ установлено, что социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2 - 6 пункта 1 настоящей статьи (за исключением вычетов в размере расходов на обучение детей налогоплательщика, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, и расходов на дорогостоящее лечение, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей за налоговый период.

Таким образом, максимальный размер социального налогового вычета на обучение может составить 15 600 рублей за налоговый период. Указанный размер налогового вычета был установлен в 2007 году и утратил свою актуальность.

В связи с изложенным, законопроектом предлагается увеличить размер социального налогового вычета вдвое, тем самым актуализировав норму десятилетней давности.

 

 

Комментарии (0)
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите или зарегистрируйтесь.
Сенатор от ЛДПР Елена Афанасьева приняла участие в заседании рабочей группы по мониторингу принятия нормативных правовых актов, предусмотренных федеральными законами в области рыболовства и аквакультуры.