Либерально-демократическая партия России
Вторник, 23 Октября 2018
ЛДПР
---

О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации

17 Ноября 2017 18:12 | 1057

Вносится депутатами Государственной Думы

С.М. Катасоновым

Б.А. Чернышовым

С.В. Калашниковым (СФ)

 

Проект

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

 

О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации

 

Статья 1

Внести в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 1) следующие изменения:

1) часть 4 статьи 1512 изложить в следующей редакции:

«4. Оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, если указанное действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией и последующим уничтожением предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.»;

2) в пункте 1 части 2 статьи 283 после слов «статьями 14.62» дополнить словами «частью 4 статьи 15.12»;

3) в пункте 1 статьи 287 после слов «производства и оборота этилового спирта» дополнить словами «производства и оборота табачной продукции»;

4) статью 324 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5. Конфискованная табачная продукция, являющаяся предметом административного правонарушения, предусмотренного статьёй 14.10 либо частью 4 статьи 15.12 настоящего Кодекса, уничтожается по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.».

 

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2018 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

           Президент

Российской Федерации

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

к проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации»

 

 

Увеличение акцизных ставок на табачные изделия в России, независимая акцизная политика государств-членов ЕАЭС при отсутствии таможенных границ между данными государствами создают предпосылки для роста нелегального рынка табачных изделий, в основном за счет притока более дешевых сигарет из государств-членов ЕАЭС в Россию.

Согласно результатам исследования компании TNS Россия по методологии обмена пачек и проведения персональных интервью доля потребления нелегальной табачной продукции в России в первом квартале 2017 года увеличилась по всей стране до 4,9% в сравнении с 1,1% с прошлым годом. В регионах, граничащих с Республикой Беларусь, ее доля увеличилась до 20,2% против 8,4% годом ранее, на границе с Республикой Казахстан произошел рост - с 2,8% до 5,5%.

При этом действующее законодательство не позволяет эффективно противодействовать незаконному обороту табачных изделий.  Изменения, которые были внесены Федеральным законом РФ от 31 декабря 2014 года № 530-ФЗ, положительно повлияли на правоприменительную практику, послужив отправной точкой. Вместе с тем увеличение доли потребления нелегальной продукции свидетельствует о недостаточности принимаемых регулятивных мер и необходимости усиления их эффективности.

Представляется необходимым ужесточить санкции за оборот немаркированной табачной продукции (часть 4 статьи 15.12. КоАП РФ). Лица, осуществляющие реализацию табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками установленного в Российской Федерации образца, могут быть привлечены в том числе к административной ответственности. При этом существующие механизмы для пресечения случаев розничной торговли немаркированной табачной продукцией малоэффективны, что обуславливается рядом причин:

- Низкие штрафы для физических и должностных лиц (штрафы несоразмерны доходам, получаемым от торговли нелегальной продукцией).

- Отсутствие прямых норм, подтверждающих возможность проведения административного расследования правонарушений в области оборота табачной продукции (ст. 28.7 КоАП РФ). Возможность проведения административного расследования в отношении правонарушений в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей, в частности, по той же ст. 15.12 КоАП прямо предусмотрены статьёй 28.7 КоАП.

- Наличие формальных оснований для отказа в проведении проверочных мероприятий (соблюдение претензионного порядка, обращения по фактам незаконной торговли должны быть поданы непосредственно гражданином, чьи права нарушены, подкрепляться кассовым чеком, который в большинстве случаев не выдается).

- Ограниченные полномочия (в частности предварительное уведомление о планируемой проверке) и человеческие ресурсы для осуществления проверочных мероприятий, сотрудниками Роспотребнадзора, а также отсутствие единообразной правоприменительной практики в различных субъектах РФ.

Согласно полученным ответам от Роспотребнадзора, в большинстве случаев должностные лица ссылаются на отсутствие законных оснований для проведения внеплановых проверок указанных в обращении торговых точек, осуществляющих реализацию немаркированной табачной продукции. В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – «Федеральный закон № 294-ФЗ») установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок. В частности, проверка возможна в случае обращения граждан, права которых нарушены. Для подтверждения нарушения права необходимо подтвердить факт покупки немаркированной табачной продукции в конкретной торговой точке (образец, чек, копия чека). Кроме того, с 01 января 2017 г. данной нормой дополнительно устанавливается претензионный порядок урегулирования спора до подачи обращения в Роспотребнадзор.

При этом Роспотребнадзор уполномочен проводить проверки не только в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ, но и в рамках расследования дела об административном правонарушении, руководствуясь нормами КоАП РФ. В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ, его положения к действиям государственных органов при проведении административного расследования не применяются. Согласно части 1 статьи 28.1. КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении и проведению административного расследования являются, в частности, сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также материалы, поступившие из государственных правоохранительных и иных органов. Таким образом, возбуждение дела об административном правонарушении и проведение административного расследования должностными лицами Роспотребнадзора допускается во всех случаях, когда поступившие обращения, материалы содержат в себе достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, даже если при этом они не могут послужить основанием для проведения внеплановой проверки в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ. Тем не менее в полученных ответах должностные лица Роспотребнадзора зачастую ссылаются на недостаточность данных о совершенном правонарушении, например, на отсутствие данных о лицах, осуществляющих реализацию немаркированных табачных изделий, или подтверждения реализации табачного изделия в конкретной торговой точке.

Кроме того, в настоящий момент на практике отсутствует четкость распределения функций и полномочий между государственными органами, что в результате приводит к перенаправлению обращения для его рассмотрения по подведомственности из одной государственной структуры в другую. При этом в соответствии с Приказом МВД РФ № 879, Минздравсоцразвития РФ № 746 от 03 ноября 2006 года «Об утверждении Регламента взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке Российской Федерации» органы внутренних дел и территориальные органы Роспотребнадзора в пределах компетенции, установленной законодательством РФ, в том числе проводят мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение административных правонарушений, а также защиту прав потребителей.

На основании вышеизложенного предлагается:

- Включить оборот табачной продукции в область правоотношений, для которых законом предусматривается проведение административных расследований для целей выявления факта совершения административного правонарушения (ст. 28.7 КоАП РФ). 

- Необходимо внести изменения в КоАП (в статьи 3.7, 27.10 и 29.10) с целью чётко определить необходимость уничтожения нелегальной табачной продукции, подлежащей изъятию и конфискации по решению суда (применимо к ст. 14.10 и 15.12 КоАП).

- Увеличить размер штрафных санкций для физических (от 5 до 15 тысяч рублей) и должностных лиц (от 30 до 50 тысяч рублей).

 

Комментарии (0)
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите или зарегистрируйтесь.
На протяжении нескольких десятилетий Владимир Жириновский делает уникальные исторические выводы, касающиеся судьбы России, ее государственного развития и процветания. Лидер ЛДПР анализирует факторы, которые способствуют превращению нашей страны в сильное и могущественное государство, а также помогают возрождению русского народа