Либерально-демократическая партия России
Среда, 23 Октября 2019
ЛДПР
---

Выступление на пленарном заседании 30 мая 2019 года по законопроекту о годовом отчете Центрального банка России за 2018 год

30 Мая 2019 12:56

12.56 – 13.01

Жигарев С. А. 

Рассмотрев отчёт Банка России за 2018 год, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству отмечает, что в отчётный период регулятором была проведена значительная работа по ряду направлений его деятельности. Так, в 2018 году Банку России удалось удержать годовую инфляцию вблизи целевого показателя 4 процента в условиях усилившихся внешних шоков и запланированного с начала 2019 года повышения ставки НДС. Банк России также в целом справился с задачей обеспечения стабильного функционирования финансового сектора, устойчивости и надёжности его институтов. В частности, не возникло необходимости в реструктуризации крупных финансовых институтов, с чем регулятор столкнулся в 2017 году. Кроме того, Банк России продолжил работу по внедрению концепции стимулирующего банковского регулирования, установив в 2018 году особый порядок формирования резервов по кредитам и займам, предоставленным в рамках механизма проектного финансирования с участием Внешэкономбанка, а также по ссудам, предоставляемым застройщикам в ходе долевого строительства с использованием эскроу-счетов. В рамках внедрения стимулирующего регулирования Банк России также принял меры по повышению доступности кредитов для малого и среднего бизнеса, благодаря чему российские банки в 2018 году выдали кредитов малым и средним компаниям на 11,5 процента больше, чем в 2017 году.

В то же время у комитета имеется ряд замечаний к выполнению Банком России отдельных возложенных на него функций, остановлюсь на наиболее серьёзных из них.

Первое. В условиях продолжающейся стагнации российской экономики и недостаточного уровня инвестиционной активности представляется, что некоторое превышение целевого ориентира по инфляции необходимо, если в масштабах всей страны ставится задача ускорения экономического роста. В связи с этим показательными являются примеры стран, динамично развивающихся в последние годы при среднегодовых темпах инфляции выше российских: так, в 2013—2017 годах среднегодовые темпы экономического роста в Индии достигали 7,1 процента при среднегодовом темпе инфляции 5,7 процента; рост экономики в Индонезии составлял 5,1 процента при темпе инфляции 5,3 процента.

Второе. В отчётный период наблюдалась существенная волатильность курса российского рубля, которая резко усилилась после введения Правительством США 6 апреля 2018 года нового пакета санкций против целого ряда российских компаний и физических лиц и возникновения в августе того же года вероятности введения дополнительных жёстких санкций. При этом регулирование валютного курса де-факто осуществлял Минфин России в рамках бюджетного правила, а функция Банка России сводилась к технической покупке иностранной валюты в интересах Минфина. В связи с этим комитет отмечает, что подобная модель может быть вполне эффективной в условиях растущего курса рубля, когда таким образом сдерживается его чрезмерное укрепление, но она не работает при возникновении давления в сторону снижения курса рубля на фоне стабильных цен на нефть. Именно такая ситуация сложилась в августе — сентябре 2018 года, и на тот момент единственным доступным решением стал отказ Банка России от покупки иностранной валюты, который, по сути, можно рассматривать как одну из форм валютной интервенции, позволившую в некоторой степени ограничить курсовую волатильность и сопряжённые с ней риски для финансовой стабильности в стране.

И наконец, комитет считает необходимым отметить, что в отчёте недостаточное внимание уделено анализу кредитной политики Банка России в контексте ускорения экономического развития страны и оценки деятельности коммерческих банков по кредитованию реального сектора экономики, а приводимый Банком России анализ деятельности банкового сектора, в свою очередь, зачастую ограничивается констатацией фактов прироста или снижения тех или иных показателей в отчётный период по сравнению с предыдущим, однако причины происходящих изменений не вскрываются. В то же время, несомненно, заслуживает одобрения тот факт, что в обращении председателя Банка России к читателям отчёта подчёркивается нацеленность Банка России на решение стратегических задач по повышению эффективности финансового сектора и усилению его роли в развитии российской экономики. В связи с этим хотелось бы выразить надежду на то, что регулятор будет решать указанные стратегические задачи не только за счёт обеспечения ценовой стабильности и устойчивости финансового рынка, но и посредством стимулирования инвестиционного кредитования.

С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе принять к сведению годовой отчёт Банка России за 2018 год.

И отдельно, Эльвира Сахипзадовна, хотелось бы пожелать не стесняться вводить новые технологии и новые цифровые решения в работу Банка России.

Комментарии (0)
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите или зарегистрируйтесь.
Пенсионный фонд России дал добро на досрочный выход на пенсию, но при определенных условиях. Инициативу прокомментировал сенатор от ЛДПР Сергей Леонов, представляющий в СФ избирателей Смоленщины. Парламентарий отметил, что пенсионная реформа оказалась непродуманной