Либерально-демократическая партия России
Среда, 17 Июля 2019
ЛДПР
---

Выступление на пленарном заседании 30 мая 2019 года по законопроекту о годовом отчете Центрального банка России за 2018 год

30 Мая 2019 12:56

12.56 – 13.01

Жигарев С. А. 

Рассмотрев отчёт Банка России за 2018 год, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству отмечает, что в отчётный период регулятором была проведена значительная работа по ряду направлений его деятельности. Так, в 2018 году Банку России удалось удержать годовую инфляцию вблизи целевого показателя 4 процента в условиях усилившихся внешних шоков и запланированного с начала 2019 года повышения ставки НДС. Банк России также в целом справился с задачей обеспечения стабильного функционирования финансового сектора, устойчивости и надёжности его институтов. В частности, не возникло необходимости в реструктуризации крупных финансовых институтов, с чем регулятор столкнулся в 2017 году. Кроме того, Банк России продолжил работу по внедрению концепции стимулирующего банковского регулирования, установив в 2018 году особый порядок формирования резервов по кредитам и займам, предоставленным в рамках механизма проектного финансирования с участием Внешэкономбанка, а также по ссудам, предоставляемым застройщикам в ходе долевого строительства с использованием эскроу-счетов. В рамках внедрения стимулирующего регулирования Банк России также принял меры по повышению доступности кредитов для малого и среднего бизнеса, благодаря чему российские банки в 2018 году выдали кредитов малым и средним компаниям на 11,5 процента больше, чем в 2017 году.

В то же время у комитета имеется ряд замечаний к выполнению Банком России отдельных возложенных на него функций, остановлюсь на наиболее серьёзных из них.

Первое. В условиях продолжающейся стагнации российской экономики и недостаточного уровня инвестиционной активности представляется, что некоторое превышение целевого ориентира по инфляции необходимо, если в масштабах всей страны ставится задача ускорения экономического роста. В связи с этим показательными являются примеры стран, динамично развивающихся в последние годы при среднегодовых темпах инфляции выше российских: так, в 2013—2017 годах среднегодовые темпы экономического роста в Индии достигали 7,1 процента при среднегодовом темпе инфляции 5,7 процента; рост экономики в Индонезии составлял 5,1 процента при темпе инфляции 5,3 процента.

Второе. В отчётный период наблюдалась существенная волатильность курса российского рубля, которая резко усилилась после введения Правительством США 6 апреля 2018 года нового пакета санкций против целого ряда российских компаний и физических лиц и возникновения в августе того же года вероятности введения дополнительных жёстких санкций. При этом регулирование валютного курса де-факто осуществлял Минфин России в рамках бюджетного правила, а функция Банка России сводилась к технической покупке иностранной валюты в интересах Минфина. В связи с этим комитет отмечает, что подобная модель может быть вполне эффективной в условиях растущего курса рубля, когда таким образом сдерживается его чрезмерное укрепление, но она не работает при возникновении давления в сторону снижения курса рубля на фоне стабильных цен на нефть. Именно такая ситуация сложилась в августе — сентябре 2018 года, и на тот момент единственным доступным решением стал отказ Банка России от покупки иностранной валюты, который, по сути, можно рассматривать как одну из форм валютной интервенции, позволившую в некоторой степени ограничить курсовую волатильность и сопряжённые с ней риски для финансовой стабильности в стране.

И наконец, комитет считает необходимым отметить, что в отчёте недостаточное внимание уделено анализу кредитной политики Банка России в контексте ускорения экономического развития страны и оценки деятельности коммерческих банков по кредитованию реального сектора экономики, а приводимый Банком России анализ деятельности банкового сектора, в свою очередь, зачастую ограничивается констатацией фактов прироста или снижения тех или иных показателей в отчётный период по сравнению с предыдущим, однако причины происходящих изменений не вскрываются. В то же время, несомненно, заслуживает одобрения тот факт, что в обращении председателя Банка России к читателям отчёта подчёркивается нацеленность Банка России на решение стратегических задач по повышению эффективности финансового сектора и усилению его роли в развитии российской экономики. В связи с этим хотелось бы выразить надежду на то, что регулятор будет решать указанные стратегические задачи не только за счёт обеспечения ценовой стабильности и устойчивости финансового рынка, но и посредством стимулирования инвестиционного кредитования.

С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе принять к сведению годовой отчёт Банка России за 2018 год.

И отдельно, Эльвира Сахипзадовна, хотелось бы пожелать не стесняться вводить новые технологии и новые цифровые решения в работу Банка России.

Комментарии (0)
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите или зарегистрируйтесь.
В Госдуме обсуждают поправки в Конституцию РФ, расширяющие полномочия парламента. В частности, внесение в неё пункта, позволяющего нижней палате участвовать в формировании кабинета министров. ЛДПР инициативу полностью поддерживает, заявил Владимир Жириновский