Либерально-демократическая партия России
Четверг, 21 Февраля 2019
ЛДПР
---

Выступление на пленарном заседании 9 января 2019 года по законопроекту о наделении депутата законодательного органа государственной власти субъекта РФ полномочиями на профессиональной постоянной основе

9 Января 2019 13:21

13.21 – 13.28

Диденко А. Н. 

Смысл нашей инициативы заключается в следующем. На наш взгляд, в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации в недостаточной мере регулируется порядок замещения должности депутата, осуществляющего свои полномочия на профессиональной постоянной основе. К такому выводу мы приходим в результате анализа действующего текста 184-го закона, который допускает, что в случае, если уставом (конституцией) субъекта Федерации предусмотрена работа депутатов на профессиональной постоянной основе, не менее одного депутатского мандата будет иметь каждый список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов. То есть в данном случае речь идёт о том, что если в парламент проходят политические партии, которые выдвигали список кандидатов, то каждая из них гарантированно получит не менее чем один мандат, одного депутата, который будет осуществлять свои полномочия на профессиональной постоянной основе.

Вместе с тем формулировка данной нормы представляется весьма абстрактной, даёт нашим региональным парламентам чрезмерные дискреционные полномочия, допускает произвольное толкование этой нормы и не всегда позволяет реализовать заложенный в пункте 2 статьи 11 184-го закона смысл данной нормы. В связи с этим нам представляется, что необходимо на федеральном уровне урегулировать этот вопрос, с тем чтобы гарантировать политической партии, которая является основным участником выборного процесса... У нас почему-то принято говорить о политических партиях как об участниках процесса, только когда они выдвигают кандидатов, вместе с тем политические партии — это главный поставщик членов участковых избирательных комиссий, коих у нас около ста тысяч по всей стране. Не всегда это теплые регионы, в том числе это труднодоступные местности, арктические местности, острова и так далее, и необходимо, чтобы там тоже работали участковые избирательные комиссии. Повторю, это огромная, колоссальная нагрузка на политические партии и в организационном, и в финансовом, и в кадровом смысле, поэтому партии были, есть и остаются основным участником избирательного процесса как в муниципальных образованиях, так и на региональном и, разумеется, на федеральном уровнях.

Однако расплывчатый характер этой нормы приводит к тому, что в регионах складывается разнообразная практика. Кое-где депутат, который будет осуществлять полномочия на профессиональной постоянной основе, выдвинутый и избранный по спискам других партий, получает разрешение на осуществление своей деятельности на платной основе от самого председателя законодательного собрания (есть такие случаи), то есть только по ходатайству спикера депутат, избранный от оппозиционной партии, может получить необходимый ему для работы и предусмотренный законом оплачиваемый освобождённый мандат. В отдельных случаях таким правом обладают комитеты законодательных (представительных) органов власти либо эта должность привязана к должности, занимаемой в руководящих органах, — к должности заместителя руководителя палаты, руководителя комитета, заместителя председателя комитета или руководителя комиссии, подкомитета. В этом списке есть все, кто угодно, однако нет главного участника работы законодательного (представительного) органа — фракций в законодательном органе, которых в региональных парламентах часто даже больше, чем в федеральном парламенте, то есть там с плюрализмом и многопартийностью всё бывает даже чуть лучше, чем в федеральном органе власти. Конечно, эта норма защищает нашу политическую систему, защищает политические партии в парламенте, поскольку позволяет депутату и фракции более качественно организовать работу в законодательном органе, вносить более качественные законопроекты, анализировать существующую правоприменительную практику.

Напоминаю, что в соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции России установление общих принципов организации системы органов государственной власти субъектов Федерации относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то есть регулируется в федеральном и региональном законодательстве. На наш взгляд, закрепление универсального и объективного порядка наделения депутата полномочиями для работы на постоянной основе является общим принципом организации деятельности законодательных (представительных) органов и вполне может быть погружено в 184-й федеральный закон.

Теперь про сам механизм, который, на наш взгляд, должен устроить как фракции оппозиционные, так и фракции, имеющие большинство в законодательных (представительных) органах. Нам представляется, что кандидатуру депутата для осуществления им деятельности на профессиональной постоянной основе должна представлять фракция, она должна оформлять это своим решением, которое должно быть согласовано с соответствующим органом политической партии, по спискам которой депутат был избран, то есть региональным органом партии. В случае если решение во фракции не может быть принято, например если голоса во фракции раскладываются 50 на 50 и невозможно принять решение, проектом закона предлагается наделить уполномоченный орган, коллегиальный орган политической партии, по спискам которой избрался данный депутат, соответствующим правом ходатайствовать перед законодательным (представительным) органом о наделении депутата статусом депутата, работающего на профессиональной постоянной основе.

Обращаю внимание уважаемых коллег на то, что поступили отзывы из регионов, в том числе консолидированные отзывы. За принятие законопроекта высказались два региона, выразили консолидированную позицию; против, к сожалению, четыре. Поступили также иные отзывы, которые не позволяют сделать выводы о поддержке инициативы. Много положительных отзывов и от исполнительных, и от законодательных органов, но, к сожалению, приходится признать, что большинство отзывов всё-таки отрицательные, что, понятно, детерминируется позицией политической партии, которая преобладает как в исполнительных органах, так и пока в законодательных (представительных) органах субъектов Федерации (пока — поскольку число регионов, в которых большинство имеет одна партия, имеет тенденцию к сокращению с каждым электоральным циклом).

Огромная просьба поддержать инициативу ЛДПР. Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления инициативу рассмотрел, были доводы за и против, однако принято решение дать отрицательное заключение. На заседании комитета я голосовал против такого проекта заключения. Позицию фракции представит мой уважаемый коллега Александр Николаевич Шерин.

 

Комментарии (0)
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите или зарегистрируйтесь.
Сенатор от ЛДПР Елена Афанасьева приняла участие в заседании рабочей группы по мониторингу принятия нормативных правовых актов, предусмотренных федеральными законами в области рыболовства и аквакультуры.