Либерально-демократическая партия России
Понедельник, 10 Декабря 2018
ЛДПР
---

Кто отвечает за школьное образование в России?

12 Ноября 2018 13:51 | 53927

На правительственном часе в Госдуме 7 ноября рассматривали вопросы школьного образования. Вопросы крайне важны, так как сегодняшние школьники через 10-15 лет будут определять судьбу нашей страны. Сегодня явно требуются перемены в управлении образованием. 

Финансирование школ идет из региональных бюджетов. Более 70 субъектов РФ имеют бюджеты с дефицитом. Берут даже займы в коммерческих банках, чтобы платить учителям, врачам. Образование – это не задача регионов. Это задача государства. Если хотите выжить и конкурировать с развитыми странами. Школы, зарплату учителей надо финансировать из федерального бюджета – отдельной строкой. Чтобы у Правительства была ответственность за качество образования, за зарплату учителей, за то, чтобы больше мужчин пришли в школу, за то, чтобы быстро ликвидировать вторую и третью смены, за то, чтобы в школах были хорошие спортивные залы, современные читальные залы с компьютерами. Чтобы в городах и селах было много бесплатных домов творчества, юных техников, молодежных клубов по интересам. 

А то ведь, что получается – передали ответственность за качество образования регионам и «вызывают на ковер» губернаторов. А у него и «дырявое» ЖКХ, и больницы, и дороги, и безработица и так далее. Образование – ответственность центра, не регионов. 

Опыт не надо забывать. В России в 1913 году было более 100 тысяч начальных школ, где дети обучались с 8 до 12 лет. (Сейчас насчитывается 40 тысяч общеобразовательных школ, а в 2005 году число школ составляло 63 тысячи – на четверть «оптимизировали» при одинаковой численности школьников в 2005 г. и 2018 году – более 15 миллионов) – вот вам увеличение уплотняемости классов и рост нагрузки на учителей. Похожая «оптимизация» проходит и для вузов. 

Но в 1913 году только половина детей в возрасте 8-12 лет обучалась в начальных школах. К всеобщему обучению предполагалось перейти после 1920 года. Легко было задурить голову полуграмотным людям сказками о коммунизме, вот и нашли опору революционеры. Аналогично в 1980-е годы и начале 1990-х годов полуграмотные в политическом отношении люди очаровались рассказами о «капиталистическом рае». 

Система начального и среднего образования в России перед переворотом 1917 года была очень разнообразной – начальные народные училища, гимназии, городские училища, волостные училища, воскресные школы, духовные училища, кадетские корпуса, церковно-приходские школы и так далее. 

Такое разнообразие позволяло молодым людям быстро находить свое призвание и реализовывать свой потенциал. У нас сегодня продолжаются в основном традиции советской школы – единый подход к разным детям. Способным скучно учиться с более слабыми. А слабые травят «ботаников».

Давно пора после начальных классов разводить способных, целеустремленных, которые потом пойдут в вузы и далее, от более слабых в интеллектуальном отношении, которые могут в будущем стать хорошими квалифицированными специалистами рабочих профессий. В Европе давно это делают, поэтому и экономика там сильнее и управляется лучше. 

У нас сейчас вузы переполнены – более 4 миллионов студентов. Половина потом работает не по специальности и мучается – ни для себя, ни для общества нет пользы. А вот с квалифицированными рабочими беда. 

В 2005 году рабочим профессиям обучалось 1,5 миллионов человек, сегодня – в три раза меньше. И как мы думаем развивать промышленность и делать качественную технику? Отдали финансирование профессиональных училищ регионам со скудными бюджетами и почти в 2 раза с 2005 года по 2018 год «оптимизировали» число профессиональных училищ. 

Федеральный центр и крупные компании должны возрождать и финансировать профучилища. Наладится дело – можно передать регионам. Иначе, так и будем распродавать ресурсы и плестись с темпом роста 1-2%. 

Сокращение числа школ в последние годы привело к тому, что учитель ведет урок по литературе в 6 классе, а через час – в 9 классе ведет биологию и так далее. Это не редкие случаи, особенно в малых городах и селах. Из-за низких зарплат в школы не идут мужчины, 90% учителей – женщины. В 2005 г. было 1,5 миллионов учителей, сегодня – 1 миллион – на 50% снижение числа учителей при той же численности школьников – более 15 млн. Повторяем, нагрузка растет, а качество образования в школах снижается. Посмотрите, кто приходит в вузы – более половины пишут с ошибками и не умеют связно выражать свои мысли. Их легко делать недовольными «существующим режимом». 

Хорошая школа – основа хорошей экономики. Финляндия когда-то была отсталой провинцией. Сегодня производит много разнообразных и качественных товаров. Ее школьная система признается одной из лучших в мире. В школах нет чиновничьих проверок, нет массы показателей, по которым регулярно должны отчитываться учителя, нет рейтингов самих школ. На уроке – 2-3 преподавателя, которые работают индивидуально с детьми. В младших классах оценки не ставят, стараются привить любовь к учебе, познанию нового, не унижать перед сверстниками. Учителям там просто доверяют. Наши чиновники от образования полагают, что если учитель не пишет горы отчетов, то наступит анархия. Недоверие к школе, учителям – вот от чего надо избавляться. 

Финны построили СССР 800 судов, современные в свое время станкостроительный и радиозаводы в Петрозаводске, продукция которых шла на экспорт. Сейчас эти заводы влачат жалкое существование. Вот прямая связь школы и экономики. 

Американские президенты нередко путают названия стран. В американских школах практически нет географии, астрономии, мало математики. Уроки должны представлять из себя больше шоу, чем сосредоточенное овладение новыми знаниями. Наша школа идет вслед. Контурные карты не разрисовываются, названия рек, гор, многих стран малоизвестны. «Пушкин сел в бричку и поехал в аэропорт» − это из сочинения. Четкие знания, формулировка понятий, определений, факты истории и так далее, оказывается, есть в «Яндексе». Достаточно кнопку нажать. А ведь логику, мышление надо развивать. А они основываются на изучении фактов, конкретных материалов, причинно-следственных связей. Возвращаемся к политике и безопасности страны. Молодой человек с обрывочными сведениями, не привыкший к логике и оценке событий, легко внушаем, им легко манипулировать и его действиями управлять. Так что, хорошая школа – это фундамент сильной экономики и надежной безопасности страны.

М.Н.Сидоров

Комментарии (0)
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите или зарегистрируйтесь.
Владимир Жириновский принял участие в конференции, посвящённой обсуждению преступлений против человечности. Лидер ЛДПР проанализировал как причины геноцидов, так и варианты устранения их последствий.