Депутаты фракции ЛДПР проанализировали механизм концессии в сфере ЖКХ
    Депутаты фракции ЛДПР проанализировали механизм концессии в сфере ЖКХ

    Депутаты фракции ЛДПР в ГД Евгений Марков, Александр Курдюмов и Алексей Диденко приняли участие в работе «круглого стола» на тему концессии для малых городов и поселений в сфере ЖКХ. Парламентарии высказали свои соображения, какие изменения в законодательстве нужны для повышения эффективности этой формы государственно-частного партнёрства

    В  Государственной Думе сегодня прошло заседание «круглого стола», посвящённое концессии для малых городов и поселений. Его участники обсудили текущую ситуацию с концессиями в малых городах России. 73 региона страны поддержали проект закона, который предложили депутаты фракции ЛДПР в ГД.

    «Концессия — это одна из​ форм государственно-частного партнерства, которая давно и​ успешно используется в​ мировой практике. ГЧП в ЖКХ дает возможность убрать монополию на предоставление общественных услуг, обеспечить сбалансированный подход в​ управлении жилищно-коммунальным хозяйством. И если в крупных городах механизм демонстрирует эффективность, то в малых — наоборот. И связано это с несовершенством законодательства. Мы предложили это исправить», ‒ рассказал депутат фракции ЛДПР в ГД Евгений Марков.

    Специальными нормами законодательства РФ, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в сфере концессионных отношений, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами ЖКХ, в соответствии с которым их передача возможна исключительно по концессионным соглашениям. Выбор способа передачи прав законодатель связывает с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию.

    Эти требования, отметил парламентарий, фактически исключили возможность выбора органами местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении объектов ЖКХ. Поиск заинтересованного в заключении соглашения инвестора в сельской местности и малых городах вызывает немалые затруднения. Часто потенциальными участниками конкурса на заключение концессионного соглашения являются представители малого и среднего бизнеса, которые ранее эксплуатировали объекты ЖКХ по договорам аренды. Им сложно привлечь достаточные инвестиции. Они могут относительно рентабельно работать на условиях договора аренды, но оказываются неконкурентоспособными по сравнению с крупными участниками рынка при проведении конкурсного отбора. В то же время крупные участники не изъявляют желания оказывать соответствующие услуги в сельской местности и маленьких поселениях, участвовать в конкурсе или заключать концессионное соглашение. Кроме того, у малого бизнеса, работающего на упрощенке, при переходе на концессии возникает НДС 20% и, соответственно, рост тарифов на 10–12%.

    Таким образом, складывается ситуация, при которой договор аренды заключать нельзя, концессионное соглашение заключать не с кем, а органы местного самоуправления обязаны обеспечивать надежное и бесперебойное теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение.

    Участники встречи обозначили проблемы, с которыми приходится сталкиваться на местах. И в первую очередь — это отсутствие специалистов в штате органа местного самоуправления, нехватка денег на подготовку концессионной процедуры, длительность процедур проведения конкурса на заключение концессионного соглашения, которая на практике достигает до полугода.

    Особого внимания заслуживает тема экономической непривлекательности объектов. Особенно это касается сферы водоснабжения и водоотведения. Вложения в изношенные, старые инженерные объекты в малых населенных пунктах, практически не генерирующие денежный поток, невыгодны инвесторам — их сложно окупить. Увеличить денежные потоки можно, повысив тарифы, но это вызовет социальное недовольство и рост неплатежей. В итоге инвестор может обанкротиться задолго до окончания срока концессии, а муниципалитет — получить дополнительный источник проблем и ухудшение ситуации в ЖКХ и социальной сфере.

    @smilemakc © 2020