Зампред думского Комитета по образованию и науке, член фракции ЛДПР в ГД Борис Чернышов считает, что дополнительным основанием для бесплатного обучения в российских вузах может стать мотивационное письмо абитуриента, в котором он должен обосновать свою заинтересованность в обучении конкретной профессии
Бюджетные места в российских вузах, на которые расходуются деньги налогоплательщиков, часто распределяются несправедливо, считает депутат от ЛДПР Борис Чернышов.
«Абитуриент, в первую очередь, должен иметь желание не только учиться в том или ином вузе, но и в дальнейшем работать по выбранному им направлению. Однако большинство выпускников школ поступает в высшие учебные заведения по советам своих родителей, друзей или понравившейся им рекламы вуза в масс-медиа, не вдумываясь, пригодятся ли в дальнейшем эти полученные знания. А ведь эти люди могут занимать те бюджетные или коммерческие места, попасть на которые мечтали учащиеся, действительно собирающиеся посвятить выбранной профессии всю жизнь, принося тем самым помощь государству и обществу», ‒ говорится в письме парламентария, направленном министру науки и высшего образования РФ Михаилу Котюкову.
Современная модель образования не способна точно выяснить, понимает ли абитуриент, для чего именно он получает образование, объяснил Борис Чернышов.
«Подобные критерии отбора студентов не позволяют определить, будет ли студент после обучения в вузе продолжать свою профессиональную деятельность по выбранной им специальности, или же годы учёбы завершатся для него получением диплома, ‒ рассуждает парламентарий. ‒ В международной практике используют такой критерий, как мотивационное письмо, которое позволяет совершить осознанный выбор университета, демонстрируют желание и стремление абитуриента поступить на конкретную образовательную программу. Это также практикуется при поступлении на магистратуру и аспирантуру в Российской Федерации. Мотивационное письмо способно вычленить среди общего количества студентов тех, кто действительно заинтересован в получении образования и дальнейшей профессиональной деятельности. В мотивационном письме абитуриент описывает выборку учебного заведения, свою цель, академические интересы, а также даёт обоснование своей мотивации и готовности в получении конкретного образования».
Главными преимуществами мотивационного письма, подчёркивает Чернышов, являются определение уровня осведомленности абитуриента о профессии, мотивации абитуриента к занятию учебной и научной деятельностью в том или ином вузе, а также сокращение случаев формального получения высшего образования.
«Дополнительный критерий отбора на бюджетное место по мотивационному письму поможет значительно сократить количество тех студентов, которые не заинтересованы в работе по выбранному направлению подготовки, а также обеспечит предоставление мест тем, кто осознанно выбирает будущую профессию», ‒ резюмировал зампред Комитета ГД по образованию и науке.