Богатых попросят поделиться

Парламентская газета,  29 сентября 2020

 

Повышение налога для тех, кто много зарабатывает, поможет государству решить часть социальных проблем

Увеличение НДФЛ с 13% до 15% на доходы свыше 5 млн рублей в год принесёт в бюджет страны дополнительно 60 млрд рублей. Эти деньги пойдут на лечение детей с редкими заболеваниями. Налоговая нагрузка должна повыситься также и на предприятия, добывающие нефть, руду, чёрные и цветные металлы. Это позволит компенсировать выпадающие доходы федерального бюджета. О том, почему Правительство вынуждено идти на повышение налогов в отдельных секторах экономики и насколько применима в России прогрессивная шкала налогообложения, «Парламентской газете» рассказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов (ЛДПР).

 

- Сергей Михайлович, кабмин в последнее время принял ряд, как это принято говорить, непопулярных решений по части увеличения налоговой нагрузки. С чем это связано?

- Последствия пандемии — это снижение внутреннего потребления, экономической активности в целом и падение цен на энергоресурсы, от экспорта которых мы всё ещё зависим. Как следствие — замедление экономики. Недополучение налогов в этом году оценивается на сумму примерно 3-4 трлн рублей — это четверть доходов бюджета.

Собственно, это Правительству и даёт моральное право принимать непопулярные решения и повышать налоговую нагрузку. Решение проблемы недополучения доходов кабмин, на мой взгляд, разложил по трём корзинам: часть нагрузки пришлась на Фонд национального благосостояния (ФНБ), другая часть проблемы решается за счёт повышения налогов на отдельные отрасли и третья часть — это заёмные средства, которые Правительство намерено привлечь за счёт увеличения госдолга.

- Какие отрасли станут отчислять больше налогов?

- Налоги повысятся у нефтяников, у тех, кто работал на НДД, условно, это налог на прибыль. Ранее эти компании были освобождены от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), но сегодня для целого ряда месторождений этот налог восстанавливается, компании будут платить дополнительно. Повышение налоговой нагрузки коснётся и добычи руд, чёрных, цветных металлов и удобрений, причём, существенно. Им ввели коэффициент 3,5 к тем ставкам НДПИ, которые были раньше. Практически, это 350%. Но Правительство пошло нам навстречу по новым инвестпроектам в части добычи руд, у которых период реализации очень долгий — 10-15 лет.

Для них нагрузку решили не увеличивать. Может быть, мы хотели немножко шире, но посмотрим, как это будет в следующем году работать… И третья категория — это производители табачных изделий. У них налоговая ставка повысилась на 20%. Мера должна принести в казну 100 млрд рублей.

- Стоит упомянуть ещё и «налог на богатых» — повышение налоговой нагрузки для тех, кто много зарабатывает. Какой эффект ожидается от его внедрения? 

- Это инициатива Президента России. Речь идёт об увеличении НДФЛ с 13 до 15% на доходы свыше 5 млн рублей в год. Эта мера должна принести в бюджет страны дополнительно 60 млрд рублей. Деньги будут «окрашены», то есть расходоваться только по целевому назначению — на лечение детей с редкими заболеваниями. Лично моя позиция: прогрессивная шкала — это нормальный вид налогообложения физических лиц. Я дважды за период депутатской деятельности в прошлом и нынешнем созыве Госдумы участвовал в разработке и внесении таких законопроектов от фракции ЛДПР, которую представляю. Мы считаем, что формирование бюджета должно зависеть от уровня доходов наших граждан.

Дело в том, что НДФЛ — это на 70% налог муниципалитетам, в которых мы все проживаем. Но нужно иметь ввиду, что не все граждане могут одинаково влиять на формирование местных бюджетов. Если человек получает минимальную зарплату, он не может отвечать в равной степени за наполнение бюджета, скажем, с тем, кто получает 20-30 миллионов рублей. Диапазон разный. Поэтому я считаю, что 15% — это даже мало. Наш законопроект, который мы вносили, предполагает нулевую ставку по НДФЛ, если зарплата на уровне прожиточного минимума. И наоборот, те, кто получает больше, то должен платить больше. Это общемировой тренд. В Европе, по-моему, осталось всего две-три страны, где используется плоская шкала налогообложения.

@smilemakc © 2020