О программе развития сельских территорий

В Госдуме прошел правительственный час, на котором обсуждалась комплексная программа развития сельских территорий.

Программа эта крайне важна. Дороги, школы, жилье для молодых специалистов в регионах строятся, но их явно недостаточно. В этом году программа будет выполнена в лучшем случае наполовину. Само название программы «развитие территорий» — это не по-русски. Территорию можно благоустраивать, расширять, уменьшать, но не развивать. Развивать надо экономику на селе, агропромышленный комплекс на определенных территориях. И речь прежде всего должна идти о людях на селе, условиях их жизни, организации их труда, производстве и сбыте продукции.

По размерам пашни Россия уступает только США и Индии. Сегодня не используется более 20 миллионов га земель сельхозназначения. Но и там, где земля используется, урожайность зерновых в среднем в два раза ниже, чем в странах с похожим климатом (Финляндия, Швеция). Так что дело не в климате. Удобрения на 80 процентов уходят на границу, вносим их в несколько раз меньше, чем в Европе. Удобрения стоят дороже, чем зерно. Вот вам ориентация на мировые цены и на экспорт. Надо законодательно обязывать производителей удобрений продавать их внутри страны по более низким ценам.

По поводу «небывалых урожаев» (у нас 110-130 миллионов тонн зерновых, а в США – 500 миллионов тонн, а пахотных земель там – только на 20 процентов больше). Надо не «кричать», как в советские времена, а помалкивать. Иначе, преждевременная информация сбивает цены на зерно. Надо законодательно регулировать закупочные цены. Уровень цен на зерно надо рассматривать при обсуждении бюджета на будущий год, чтобы производители могли считать свои доходы, иначе стихия рынка разоряет фермеров.

Вокруг Москвы и других крупных городов много пустующих земель, скупленных банками и разными компаниями, которые хотят изменить целевое назначение этих земель, и продолжить строить высотные дома и коттеджные поселки, без создания рабочих мест. Надо выкупить эти земли по тем ценам, по которым они приобретались, целевым образом выделить инвестиции для создания парниковых хозяйств, молочных ферм, предприятий по производству сыров, колбас, чтобы обеспечивать городских жителей свежими продуктами и создавать необходимые рабочие места. Это тоже должно найти отражение в законе об использовании земель.

И опять — вопросы регулирования оборота земель и штрафов за неиспользованные земли, отданы на откуп муниципальным властям. А там они все друг друга знают: сельхозпроизводители, строители, прокуроры, судьи, руководители местных администраций. Много идет по принципу «рука руку моет». Налоги и штрафы, условия изъятия земель у тех, кто ее не использует целевым образом, должны быть четко прописаны в федеральном законе. Определённые записи и сегодня есть, но многое сформулировано «в общем и в целом», что всегда оставляет множество лазеек для обхода законов.

Как положительную новость надо отметить рост экспорта не только зерна, но и сои, подсолнечного масла. Растет экспорт кондитерских изделий — на 10 процентов в год. Больше стали экспортировать рыбы, мяса кур и свинины. В перспективе Россия должна стать главным экспортером экологически чистой сельхозпродукции.

Половину продаж российского зерна на экспорт контролируют международные компании, которые не вкладывают значительные средства в элеваторы, хранилища и во всю сельскохозяйственную инфраструктуру. Прибыль здесь и сейчас — вот основная цель их деятельности. Повторяем, экспорт зерна, нефти, газа, леса, золота, алмазов, всех стратегических ресурсов должен быть под контролем государства – через внешние экономические объединения, где контрольный пакет должен быть в руках государства. Приведем конкретный пример: половина акций зернового терминала «Тамань» до сих пор принадлежать украинскому агрохолдингу «Кернель». Вот так работают наши санкции против «братского народа». Общая нажива объединяет. Россия сегодня — добыча для внутренних и внешних стяжателей. Руководители сегодняшней Украины перекрыли Крымский канал. Мало того, что это античеловечная акция, пустуют крымские земли, где можно выращивать самую качественную пшеницу и много других сельскохозяйственных культур.

Чтобы развивались сельскохозяйственный территории, необходимо создание благоприятных экономических условий для фермеров, всех сельхозпроизводителей. А у нас сейчас ценообразование на муку, мясо, молоко отдали на откуп так называемому рынку. В мире нет такого. И Европе, и в США вы не увидите скачков цен на продовольственные товары.  Государственные органы регулируют цены через госзакупки, дотации фермерам. Общества потребителей и профсоюзы жестко следят за внутренними ценами. Урожаи страхуются от неблагоприятных погодных условий. Минсельхоз не использует многие экономические инструменты для устойчивого развития сельского хозяйства во всех регионах страны.

Забыли также о «ножнице цен». Цены на солярку, бензин, удобрения, комбайны, трактора и другую сельхозтехнику подстегивают цены на сельхозпродукцию. Очень низка рентабельность сельхозпроизводства. Зарплаты работников там в два раза ниже, чем в среднем по стране. Помните, были МТС (машинотракторные станции), которые обслуживали техникой несколько хозяйств. Экономично, выгодно. Сейчас есть лизинговые компании, которые сдают в аренду технику, но их мало и повсеместно они не распространены. Во всех регионах надо создавать современные МТС и обеспечивать хозяйства техникой в период посевных и уборочных работ. Отдельные фермеры просто не в состоянии иметь парк нужной им сельхозтехники. Минсельхозу надо дать импульс такой работе. Тогда и пойдет повсеместно развитие сельских территорий. Вырастет занятость сельского населения, молодежи будет где работать.

В позапрошлом году приняли закон об органическом сельском хозяйстве. Повторяем уже много лет — здесь наши конкурентные преимущества по увеличению экспорта чистого продовольствия. Да и самим надо питаться хорошими здоровыми продуктами без красителей, наполнителей и всего прочего, что нам предлагают сейчас в магазинах. Всем губернаторам надо этим заняться, а Минсельхозу больше выделять средств по этому направлению. Цена добычи нефти растет, станкостроение у нас слабое, много машин и оборудования закупаем по импорту, а уровень жизни снижать нельзя, поэтому нужно больше валютных ресурсов. Помимо чистого хорошего продовольствия для самих граждан России, что, кстати, может резко снизить расходы на здравоохранение, органическое сельское хозяйство будет надежным экспортным потенциалом страны. Запасы нефти и прочих ресурсов ограничены. А урожаи можно собирать ежегодно. В южных районах страны и два раза в год.

 

М.Н. Сидоров

@smilemakc © 2020