Нужна масштабная поддержка предпринимательства в России

27 мая в Госдуме прошел Правительственный час с докладом Министра экономического развития Максима Решетникова «О поддержке малого и среднего предпринимательства в условиях распространения коронавирусной инфекции». Отметим, что несмотря на кризис средств в стране достаточно для поддержки развития малого и среднего предпринимательства. В кризисные годы 2008 и 2014 годов поддержка компаний и банков была на уровне 7 триллионов рублей и 5 триллионов рублей соответственно. Очевидно, с учетом поддержки населения (выплаты детям, выплаты медработникам, больничные пожилым людям), а также перепрофилирования больниц, строительства новых корпусов, в сегодняшний кризис уровень расходов окажется выше. Однако денег должно хватить с учетом резервов и выпуска Минфином дополнительных облигаций федерального займа.

Но надо смотреть вперед. Главная задача в экономике после кризиса — для активизации малого и среднего предпринимательства, для роста производства надо увеличить рост спроса населения и ограничить импорт. Для роста спроса населения необходимо увеличение доходов и повышение минимальной заработной платы хотя бы до 20 тысяч рублей.

Надо ежегодно индексировать минимальную зарплату, как и пенсии. Для преодоления сегодняшнего и возможных будущих кризисов нужны не бедные и богатые, а средний класс обеспеченных людей. Иначе, наверху будут паразитизм и коррупция, а внизу появится нежелание хорошо работать, так как труд обесценится.

В условиях экономического спада налоги снижают, чтобы активизировать предпринимательство и обеспечить рост производства товаров и услуг. Это экономическая азбука. Но даже во время кризиса наш Минфин «дрожит» за сегодняшние сборы и не думает о завтрашнем росте, также как вчера он не думал, что расходы через некоторое время дают доходы. Чиновники живут сегодняшним днем, и как у пожарных у них все время – срочные меры, а не профилактика, упреждение кризисов.

Надо снизить НДС до 10% для малых и средних предприятий, машиностроения, легкой и пищевой промышленности. Так называемые «выпадающие доходы» придут в растущих масштабах через год – два в виде роста производства в этих быстроокупаемых отраслях.

Экономическая политика после кризиса должна быть активной, а не выжидательной. В трудные для экономики времена, например, Франция вводила ограничение на экспорт капитала, Япония использовала целевое финансирование промышленных компаний (из бюджета, а не через банки), США выпускали облигации под инфраструктурные проекты (мосты, аэропорты, дороги и так далее). Отсюда и средства для развития малого и среднего предпринимательства. Нужны и просто ограничительные меры. Так, японцы до сих пор ограждают своих крестьян - рисоводов высокими ввозными пошлинами на более дешевый вьетнамский рис. И ничего. Все в ВТО.

Продлить надо свои санкции на ввоз продовольствия из Европы на 5 лет, чтобы свои фермеры посадили сады, построили теплицы, хранилища. Вот это будет реальная поддержка предпринимателей.

Амнистия выведенных капиталов — еще один источник для развития малых и средних предприятий. Нет хорошей информации о тех, кто вернул вывезенное, кто предполагает это сделать, а Министерство экономического развития помогло бы реализовать новые проекты, новое строительство. Примеры, примеры и поддержка тех, кто строит у нас, а не за рубежом.

Сейчас отчисления в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования делают сами компании (работодатели) с общего фонда заработной платы. Почти третью часть от фонда заработной платы надо перечислить в эти фонды. И вы хотите, чтобы не было зарплаты в конвертах, серых схем, ухода от налогов и сборов?      

Просто надо повысить зарплату, включая и минимальную, чтобы сам работник платил в эти фонды (автоматический вычет из более высокой зарплаты). Насколько легче будет дышать тогда малый, средний, да и крупный бизнес. А сами работники, получив более высокую зарплату, будут чувствовать свою ответственность и за будущую пенсию, и за свое здоровье.

Банкиры придумали выгодную для себя сказку: процент за кредит высок, потому что высока инфляция. Наоборот, цены растут из-за того, что слишком большие проценты за кредит, которые потом ложатся в издержки, в цену товаров и услуг.

Центробанк сегодня — главный виновник экономического спада. Кто мешает целевым образом через коммерческие банки кредитовать промышленные и другие предприятия под 4-5% и не допускать перетока этих целевых денег на валютный рынок?

Кто мешает остановить торги на валютной бирже на день-другой, когда рубль сильно падает? 

Отбирают лицензии, то есть рубят хвост не сразу, а по частям. Страх надо поселить и у других банков, а отсюда у них желание — вывезти все, что можно.

Похоже, руками Центробанка создают кризисы в нашей экономике и не дают ей развиваться. Зачем развиваться геополитическому противнику? Долларами и мировыми ценами им легко управлять.

Главный вопрос сейчас — это кадры. Развивают экономику, делают качественные товары люди, специалисты. А можно ли предположить, что те же люди, те же чиновники, что за нефтедоллары покупали станки, приборы, медицинское оборудование, мебель, одежду, продовольствие, то есть то, что надо производить у себя, в корне изменятся? Ничего не получится, если не опираться на парламентскую оппозицию и вводить их кадры в структуры управления, прежде всего в контрольные органы на федеральном уровне и на региональном. Есть печальный опыт однопартийного строительства в нашей стране. Зачем его повторять.  

Обычно приводят данные: у нас в стране малый бизнес — это 20%, а вот в Европе и США — это более половины экономики. Забывают одно — там большая часть малого бизнеса вокруг крупных компаний (отдельные детали, отдельные операции, маркетинг, сбыт, научные лаборатории, технологические и конструкторские, дизайнерские бюро). Крупное и малое в едином растущем организме.

В малом бизнесе есть предел насыщения — нельзя через каждые сто метров поставить магазинчики, кафе, ремонтные мастерские. В каждом регионе должно быть несколько десятков крупных предприятий (пищевые, машиностроительные, легкой промышленности) и вокруг них — малое и среднее предпринимательство. Тогда и развитие пойдет. Только обрабатывающие производства решат эту проблему и проблему занятости населения. Сырьевикам и банкирам до этого мало дела.

Малому и среднему бизнесу надо дать больше возможностей участвовать в госзаказах. Сейчас им дают 10-15% от госзаказов и муниципальных заказов за счет бюджетов. Но часто крупные компании создают «свои» малые компании, чтобы пользоваться льготами, которые предоставляются малым предприятиям, и отбирать у них госзаказы. Здесь должны работать независимые от местной власти контрольные и правоохранительные органы. Надо не скрывать правду. В целом ряде регионов «все срослось» — власть, крупный бизнес, полиция, прокуратура, суды. Отсюда — коррупция и всевластие крупных строительных, торговых и прочих компаний.

Крупные торговые сети приходят в регионы, строят свои магазины и импортными товарами душат малый и средний бизнес в регионах. Негде реализовывать свою местную продукцию. Больше надо местных рынков. В каждом регионе РФ надо создавать свои торговые сети, свои закупочные кооперативы, свои малые и средние предприятия по производству сыров, колбас, молочных, творожных изделий. Тогда и местные бюджеты будут наполняться, будут расти доходы населения, увеличится занятость, и мы быстро преодолеем кризис.

М.Н.Сидоров

@smilemakc © 2020