ИЗВЕСТИЯ, 21 апреля 2020
В Думе вопрос о создании платформы для виртуального урегулирования претензий к товарам рассмотрят в 2021 году
Законопроект о создании в России специальной онлайн-платформы для урегулирования споров в интернете внесут в кабмин в июне. В феврале 2021-го его представят в Госдуме, выяснили «Известия». Законопроект по внедрению механизма разработал Минюст. Как пояснили в ведомстве, новый порядок позволит эффективнее защищать права потребителей и снизит нагрузку на судебную систему.
...
Сокращая издержки
Минюст разработал поправки в федеральные законы «О защите прав потребителей» и «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника» (документ есть в распоряжении «Известий»). Ведомство предлагает создать в России специальную платформу онлайн-урегулирования досудебных споров, возникающих при покупке товаров и услуг в интернете.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в настоящий момент в РФ не существует механизма разрешения споров в интернете, а необходимость его появления вызвана возрастающим числом жалоб потребителей, связанных с онлайн-покупками и оказанием онлайн-услуг. Кроме того, нужно сократить издержки россиян и государства на судебную защиту нарушенных прав потребителей, а также бизнеса на обработку и хранение претензий потребителей в бумажной форме.
В Минюсте на запрос «Известий» подтвердили подготовку документа. Как рассказали в пресс-службе ведомства, он разработан во исполнение поручений президента РФ, а также в целях реализации национальной программы «Цифровая экономика РФ».
…
Также в ведомстве сообщили, что в законопроекте предусмотрена возможность привлечения экспертов, специалистов, медиаторов и иных независимых посредников через платформу онлайн-урегулирования споров.
В пояснительной записке к документу Минюст приводит в пример онлайн-разрешение споров в Канаде, на территории провинции Британская Колумбия. Там этот механизм был запущен еще в 2017 году. Он регулирует споры по материальным требованиям до $5 тыс., а также споры, вытекающие из совместного владения собственностью.
Кроме того, ведомство приводит пример крупнейшей интернет-компании Китая Alibaba Group. Она реализовала механизм онлайн-разрешения споров, вытекающих из сделок, заключенных между продавцами и покупателями. Правовой основой для его реализации стала совокупность соглашений с пользователями информационных ресурсов, которые предоставили компании право по своему усмотрению разрешать потребительские споры.
Как пояснили в Минюсте, в соответствии с планом законопроектной деятельности правительства РФ, в кабин документ поступит в июне 2020 года. В Госдуму он может быть внесен в феврале следующего года, уточнил «Известиям» источник в правительстве.
Разгрузить суды
Инициативу Минюста готовы поддержать во всех фракциях Госдумы.
…
— Лично я это поддерживаю. Неоднократно пользовался услугами различных сервисов, которые реально нарушали условия покупки. Например, не доставляли товар в указанный срок либо доставляли не то, что я заказывал. Но с учетом того, что это небольшая сумма ущерба, идти в суд и тратить на это свое время и деньги не хочется. Если появится возможность разобраться с таким вопросом через интернет, то думаю, это может решить проблему и заодно разгрузить нашу судебную систему, — заявил «Известиям» зампред фракции ЛДПР Ярослав Нилов.
По его словам, однако, важно понять, кто будет рассматривать эти жалобы и принимать решение о правоте той или иной стороны. Кроме того, парламентарий считает важным сохранить за гражданином и право судебного разбирательства, если он будет не согласен с вынесенным на платформе решением.
…