Геология и вывоз ресурсов

В России 5 апреля отмечается День геолога. Это почетная и очень нужная для страны профессия. Запасы природных ресурсов определяют возможности развития экономики и экспорта. Российская геология ведет свое начало с 1700 года, когда Петр I создал горно-геологическую службу (Рудный приказ). Поэтому история развития геологии в России начинается не с советских, а с петровских времен и насчитывает 320 лет.

Открытие колоссальных месторождений нефти, газа, железных и цветных руд, золота, алмазов дало возможность нашей стране развиваться. Доля России в мировых запасах нефти составляет более 10 процентов, газа более 30 процентов, угля более 15 процентов, свинца, цинка, кобальта, никеля – от 10 до 40 процентов и так далее. Но сегодняшняя ситуация ясно показала, что зависеть от экспорта ресурсов крайне опасно. По нашему мнению, надо сокращать экспорт невозобновляемых ресурсов и направлять их на развитие своей промышленности.

Напомню слова академика Российской академии наук Рычкова П.И. (1712-1777гг.): «Особо велика роль государства в развитии российской промышленности. Следует запрещать вывоз сырья за границу, допуская его лишь в виде исключения – при большом избытке данного товара или за недостатком мастеров для его переработки». Не правда ли, весьма актуально звучит.

Вспоминается также афоризм: «Давайте мы сначала съедим ваше, а потом каждый будет есть свое». Это к тому, что те же США и Китай активно пополняют свои стратегические запасы, вовсю скупая разные виды минерального сырья и их месторождения по всему миру.

Они также ведут масштабные геологоразведочные работы на своей национальной территории и за рубежом. У нас же эта деятельность осуществляется в недостаточных масштабах.

Олигархические структуры эксплуатируют в основном то, что было открыто еще в советское время. Причем эксплуатируют, по большому счету, неэффективно, хищнически, снимая «сливки», а все остальное переводят в разряд неизвлекаемых или экономически невыгодных для эксплуатации запасов.

Даже после распада Советского Союза Россия остается, наряду с КНР и США, одной из всего лишь трех стран мира, где ведется добыча более чем 20 видов минерального сырья. Еще 17 государств получают от 10 до 20 видов полезных ископаемых, остальным досталось менее 10. То есть наши природные богатства действительно уникальны, но используем мы их из рук вон плохо.

На экспорт отправляется более 60% стали. Производство первичного алюминия — это примерно 13% общемирового производства, а на экспорт уходит более 90%. Алюминий из России вывозится не в прокате или изделиях, а просто в слитках.

С медью положение хуже. Производство снижается. Но вывозим более 60% от произведенного объема.

Весь никель вывозится из России, как алюминий — в слитках, а обратно поступает уже в виде изделий. Сверкающих никелем иномарок, нержавеющих обсадных труб для нефтегазовой промышленности, хирургических инструментов и так далее.

Кстати, в 2007 году «Норильский никель» в обмен на пару небольших никелевых заводов в Финляндии передал американскому концерну «OMG» права на закупку всего кобальта, производимого «Норильникелем», а это 95% российского производства. В результате цена кобальта на мировом рынке взлетела вверх почти в 4 раза, а отечественные предприятия, в том числе оборонные, фактически лишились гарантий выполнения госзаказа.

Так что теперь практически всем российским кобальтом распоряжаются американцы.

Советский Союз обладал крупнейшими мировыми запасами урана, но сегодня большинство его месторождений оказалось за пределами Российской Федерации – прежде всего, в Казахстане и Узбекистане.

Платина и другие редкие металлы практически все вывозятся за рубеж, а в некоторые годы их экспорт даже намного превышает добычу, то есть как в случае с ураном, задействуются государственные резервы, накопленные еще в советскую эпоху. Видимо, чьи-то личные и групповые интересы ставятся выше интересов государственных.

Нельзя отдавать минерально-сырьевую базу России на откуп чиновникам и олигархам, которые просто паразитируют на природных богатствах, принадлежащих народу нашей страны, и практически сдают их геостратегическим конкурентам России. Надо начать на деле развивать реальный сектор отечественной экономики, чтобы не кормить своим сырьем иностранных рабочих, инженеров и ученых. Тогда и зарплаты повысятся, и внутренний рынок станет платежеспособным.

За последние 20 лет, начиная с 2000 года, когда золото стоило «всего» 253 доллара за унцию, оно подорожало более чем в 6 раз, что явилось лучшим доказательством простой истины, которой нынче владеет всякий: мировая экономика – в опасности.

«Золотая лихорадка» не ослабевает: правительства, корпорации и миллионы людей по всему миру, как и в древнейшие времена, предпочитают для надежности и уверенности в завтрашнем дне вкладываться в золото.

Монетаристская экономическая идеология, по-прежнему господствующая в нашей стране, не оправдывает даже своего названия: вместо монет, слитков и самородков, вместо «золотого рубля» как одной из мировых валют и золотого резерва как основы прочной финансовой системы Россия по-прежнему предпочитает иметь дело с необеспеченными бумажными знаками стоимости, ценность которых устанавливается за пределами Отечества.

Сегодня фактически происходит сокращение и практическое исчерпание поисковых заделов по большинству стратегически важных видов полезных ископаемых, сокращение государственного фонда рентабельных участков недр для их предоставления в пользование добывающих компаний. Когда нет поисковых заделов, наши компании идут за пределы Российской Федерации на подготовленные к освоению участки — в Африку, в Казахстан, в Монголию, куда угодно, где можно вложить деньги и через три-пять лет получить отдачу. А в своей стране они побаиваются поисковых и инвестиционных рисков, потому что из десяти проектов в лучшем случае один становится успешным. И нужны очень длинные деньги, которые в России не обеспечиваются Центробанком РФ. Ведь от начала работ до получения прибыли проходит более 10 лет.

Необходимо увеличить государственные ассигнования на геологию. Если этого не сделать, будет сложно обеспечить возобновление ресурсов по широкому кругу твердых полезных ископаемых. Планы развития высокотехнологической промышленности окажутся под угрозой. В условиях мирового кризиса нам могут что-то необходимое не продать из того, что мы сами не нашли и не добываем. Развитие таких отраслей, как ракетостроение, самолетостроение, электроника и атомная промышленность, может существенно замедлиться.

Необходимо развитие системы стратегического исследования недр с целью создания перспективного задела по обеспечению страны всеми важнейшими видами полезных ископаемых.

Планы, программы, проекты есть, но их надо научиться эффективно реализовывать. Природные ресурсы не возобновляются, а они нужны не только нам. Но и будущим поколениям.

М.Н.Сидоров

@smilemakc © 2020