О развитии конкуренции в отраслях топливно-энергетического комплекса, ценообразовании и тарифном регулировании монопольных видов деятельности, стоимости энергоресурсов

Луговой А. К.

Выступление на пленарном заседании 4 марта 2020

 

…Начну с того, что мы попросили аналитиков сделать краткий анализ сетевых организаций в стране в количественном и качественном выражении. Что у нас получается? В 2019 году в России действовали 1354 сетевые компании, в отношении которых было принято 1600 тарифных решений. В то же время из этого количества сетевых компаний только тысячу можно назвать профессиональными участниками. На наш взгляд, из этого числа следует вычесть такие компании, чья выручка в год составляет менее 10 миллионов рублей, потому что эти компании к ТСО, мягко говоря, сложно отнести, они, скорее всего, не переживут долгожданного повышения критериев ТСО, над чем сейчас работает Минэнерго. Таких сверхмалых ТСО в стране не более 500, однако это ещё не всё. Из оставшегося числа следует вычесть многочисленные МУПы, ГУПы, ФГУПы, различные вузы, НИИ. Если оставить только компании с НВВ более 1 миллиарда рублей, то получится, что у нас квалифицированных ТСО всего сотня, а точнее, 115, 60 из которых — дочерние общества "Россети".

Из всего вышесказанного мы делаем вывод, что, конечно, уже пора наводить порядок в электросетевом хозяйстве страны, в том числе, наверное, и путём условно-принудительной консолидации. И в связи с этим вам вопрос: а разве правильно включать в тариф деньги на покупку мелких ТСО только для ПАО "Россети", правильно ли вообще такие затраты включать в тариф, не противоречит ли это антимонопольному законодательству?

Теперь о критериях территориально-сетевых организаций. Для получения тарифа им в самом начале регуляторного периода нужно доказать, что они попадают под критерии ТСО. На сегодняшний день, я уже сказал, критерии просто смешны: достаточно иметь мощность менее 10 мегаватт и протяжённость линий электропередачи менее 15 километров, что, по мнению Минэнерго, составляет примерно 50 условных единиц. При этом под эти критерии попадает всякая мелочь, которая по факту никакой ТСО не является и не может выполнять сколь-нибудь качественную передачу электроэнергии. Увеличение требований к ТСО отсечёт от получения тарифа мелкие компании и вынудит их владельцев к продаже на приемлемых для покупателя условиях. Уже есть работающая методика определения размеров ТСО через условные единицы — так и давайте применяйте её совместно с Минэнерго, установите минимальный размер этих самых условных единиц, например с 2021 года — 5 тысяч, с 2025-го — 10 тысяч и так далее.

Наконец, мы поддерживаем действия ФАС по совершенствованию методик установления тарифов через эталонную модель, и это очень правильный подход. На сегодняшний день действует несколько методов определения НВВ — это метод экономически обоснованных затрат и индексный метод. Так вот, мы предлагаем изменить подход в корне: сначала создать эфемерную модель — сетевую компанию-эталон, в которой определяется нормальный эталонный размер затрат на обслуживание единиц кабельных линий, воздушных линий и подстанций разных классов; потом все ТСО будут сравнивать с этим эталоном и корректировать их НВВ. Подход, мне кажется, сам по себе классный.

Мы, в частности, также предлагаем всё-таки рассмотреть два нововведения — инициатором должна быть ФАС — в закон "Об электроэнергетике". Пора уже разрешить сетям покупать электроэнергию на компенсацию потерь непосредственно на оптовом рынке, что хоть как-то замедлит увеличение тарифов в электросетевом комплексе, и на передачу. Это во-первых. Во-вторых, мы предлагаем вернуть сетям право, а лучше даже обязать сети продавать электроэнергию населению, то есть оказывать населению полноценную услугу по электроснабжению посредством одной компании, с которой и будет осуществляться весь спрос за качество электрической энергии. И тогда ни сбыту, ни сетям не удастся прятаться за разделение видов деятельности и перекладывать ответственность друг на друга за аварии и прочие проблемы, тем более что по факту всё равно собственниками электросбытовых организаций, как правило, являются собственники или генерирующих, или сетевых компаний, которые через подставных лиц всё это обеспечивают.

А то, что, как мы говорим, всегда является признаком рынка: мы электроэнергетику разделили на генерацию, сети и сбыт — так 20 лет работы показало, что это профанация. Те идеи, которые были реализованы Чубайсом, будущим главой РАО "ЕЭС...", показали абсолютную нежизнеспособность. Сбыт продаёт, но ответственности не несёт, и крупные компании, как правило, судятся, у них для этого есть возможности, а если возникает вопрос у обывателей, то, естественно, у них ничего не получается.

И мы не видим здесь никакого монополизма, так как население выведено из-под действия любых, даже эфемерно-рыночных механизмов, и такие законотворческие инициативы наша фракция готова выдвинуть при условии, конечно, вашей поддержки, ну и Комитет по энергетике, я думаю, нас поддержит. В этом случае мы с вами получим настоящего гарантирующего поставщика электроэнергии, но только в виде электрических сетей, так как только сети и могут действительно гарантировать поставку электрической энергии.

@smilemakc © 2020