Сергей Леонов – о кадровом обеспечении медицинских и образовательных организаций

Выступление от ЛДПР председателя Комитета по охране здоровья С.Д.Леонова по вопросу «О кадровом обеспечении медицинских и образовательных организаций»

 05.03.2025

С.Д.Леонов:

Уважаемые коллеги!

В Комитет Государственной Думы по охране здоровья направили свои предложения по теме «Правительственного часа» 73 субъекта Российской Федерации и ведущие общественные организации, объединяющие медицинское сообщество, образовательные организации, пациентов, что говорит об актуальности поднимаемого сегодня вопроса.

Практически все указывают на необходимость скорейшего введения новой системы оплаты труда, которая позволит сгладить колоссальное неравенство в заработной плате медиков между регионами, решить вопрос с переработками, сделать более справедливую оплату труда для медицинских сестер по отношению к младшему медицинскому персоналу.

Важнейший инструмент кадровой политики – это социальные гарантии. Жилье, льготы на оплату услуг ЖКХ и проезда, единовременные выплаты, санаторно-курортное лечение являются иногда решающим фактором привлечения медиков для работы туда, где они особенно нужны.

Предлагаем Правительству проработать вопросы введения льготной ипотеки для медработников, работающих в небольших городах и на селе.

Уважаемые коллеги!

Надо признать, что далеко не все выпускники медицинских ВУЗов идут работать в специальности. И сегодня как раз об этом много говорили. Поэтому необходимо развивать профориентационные классы, но не только для глубокого изучения химии и биологии, но и для ознакомления с профессией. Важно, чтобы будущие врачи почувствовали специальность и принимали осознанное решение при поступлении в ВУЗ. Необходимо применять индивидуальный подход к абитуриентам со стороны региональной и местной власти по заключению целевых договоров.

Новым национальным проектом предусмотрено создание соответствующих кадровых центров в субъектах Российской Федерации. Согласны с Минздравом, что необходимо повышать ответственность выпускников ВУЗов, которые не выполняют условия целевого договора. Они должны компенсировать затраченные государством средства в двойном размере. Но никакая компенсация не возместит потерянного специалиста. Поэтому следует искать более гибкие механизмы досудебного урегулирования таких споров.

В системе СПО, к сожалению, целевые договоры носят сейчас формальный характер, хотя министерство просвещения убеждает нас в обратном. Целевики не имеют никаких преимуществ при поступлении в колледжи. На законодательном уровне нужно определить возможность квотирования целевых мест и набирать на них по отдельному конкурсу. И в этом случае целевики колледжей, наравне с целевиками ВУЗов, должны нести повышенную финансовую, безусловно, ответственность, если они не идут по месту целевого своего назначения.

Важно! Контрольные цифры приема во все ВУЗы должно распределять Министерство здравоохранения. Причем речь идет и о бюджетных местах, и о целевых местах, и о коммерческих местах.

И вообще, стоит подумать, чтобы медицинское образование можно было получить только в государственных ВУЗах. И сегодня мы тоже об этом говорили. У нас прекрасные ВУЗы, и они с этой задачей справятся.

Качество оказания медицинской помощи напрямую связано с качеством образования. Для привлечения наиболее мотивированных студентов на кафедры очень важно повышать стипендию аспирантам. Сейчас, но это смешные цифры, полторы тысячи рублей.

Нужно проработать вопрос о повышении заработной платы преподавательскому составу. Это ведет и увеличение финансирования, то есть компенсации ВУЗам за подготовку студентов и на бюджете. Тоже министр сегодня науки об этом говорил, что будет повышена эта компенсация из федерального бюджета.

Есть проблема со статусом клинических баз. Сегодня сотрудник кафедры в клинике абсолютно бесправен. Он фактически как гость в больнице, иногда даже непрошенный.

Хочу обратить внимание министерства на нехватку трупного материала. В некоторых вузах кадавры используются для учебного процесса десятки лет, хотя всего десять лет можно. При этом мы закупаем учебные пособия в Юго-Восточной Азии за огромные деньги, ну надо навести с этим порядок.

Для медицинских колледжей основной проблемой, конечно, является низкий уровень оплаты преподавателей. Поэтому в основном в колледже преподают, и надо дать им должное и поблагодарить, люди пенсионного возраста.

Важно, чтобы все медицинские колледжи были в ведомственном подчинении региональных минздравов. К сожалению, не во всех регионах это есть. Введение первичной аккредитации после окончания ВУЗа дало положительный эффект в части улучшения качества подготовки специалистов. Это большое достижение, прежде всего, медицинского сообщества.

Предлагаем в аккредитационные мероприятия ввести тест на знание русского языка для иностранных специалистов.

Важно совершенствовать наставничество, об этом сегодня говорил министр, и вводить механизмы сопровождения ВУЗами медицинских специалистов на первом году практической деятельности.

Просим Министерство науки и высшего образования рассмотреть вопрос о выделении дополнительных финансовых средств на эти цели.

Сегодня в зале неоднократно звучали позиции по возвращению интернатуры. Тема эта очень важна, она заслуживает внимания, но нужно находить подходы и принимать взвешенные решения по этой теме. Министерством ведется большая работа в части поиска механизма закрепления специалистов в государственной системе здравоохранения в течение трёх лет. Мы концептуально поддерживаем эту позицию и принимаем активное участие в её обсуждении.

А теперь о наболевшем. Государственное здравоохранение и частные клиники не должны напрямую конкурировать друг с другом, в том числе и за кадры. Поэтому необходимо дать право регионам отказывать в выдаче лицензии на медицинскую деятельность в частной клинике, если это будет нарушать доступность оказания бесплатной медицинской помощи. Например, в населенном пункте один уролог. Открывается частная клиника, он уходит в частную клинику, уролога больше в населенном пункте бесплатного нет. Вот такого не должно происходить!

Отменить мораторий на проверки частных клиник и обязать медицинские организации любой формы собственности, в том числе и ИП, сейчас этого нет, подавать данные в ГИС ИЗЭ, а также вносить сведения о сотруднике в Федеральный регистр медицинских работников. К сожалению, у нас сейчас Федеральный регистр не полный, и это нужно исправлять.

Ограничить сотрудников частных клиник в получении допобразования за государственный учет. Дать такое право только медикам государственных клиник, которые работают на одну ставку не менее одного года. Получается, на 0,25 работает в государственной клинике, за государственный счёт получает образование, а частные за это не платят.

Уважаемые коллеги, вопрос, который мы обсуждаем, очень непростой, однако я надеюсь, что с совместными усилиями Государственной Думы и Правительством нам удастся найти правильное решение.

Спасибо!

@smilemakc © 2020