По материалам: «Российская газета», 5.03.2025
В «Российской газете» вышла колонка вице-спикера Государственной Думы от ЛДПР Бориса Чернышова о нехватке учителей в школах. Низкие зарплаты, отсутствие защиты от травли и перегрузки — вот лишь некоторые причины оттока педагогов, убежден парламентарий.
В российских школах не хватает около 11 тысяч учителей, говорила заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова. В ряде школ недостает предметников: математиков, химиков, физиков, биологов и т. д. Причин несколько: невысокие зарплаты, отсутствие социальных гарантий, а нередко - и травля со стороны учеников и родителей. Особенно часто не выдерживают этого молодые учителя: получив профильное образование и искренне желая посвятить себя педагогике, тем не менее они уходят из школы.
По данным Росстата, средняя зарплата школьных учителей в 2024 году составляла 55 634 рубля. Но эта средняя цифра складывается из зарплаты москвичей в 111 тысяч рублей и учителей на Северном Кавказе с доходом в 29 тысяч рублей. На эти деньги сложно вырастить своих детей, приобрести жилье или улучшить жилищные условия, съездить на отдых. Для того чтобы повысить доходы, учителя берут двойные ставки, подрабатывают в других школах, занимаются репетиторством. То есть работают за двоих, а то и за троих.
Помимо подготовки к урокам и проверки тетрадей, составления бесконечных планов и отчетов у педагогов есть и еще одна - самая сложная - задача. Это работа с конфликтными детьми и их родителями, которые нередко во всем винят учителей. Ребенок не знает предмет - значит, плохо объяснили. Играет на уроках в телефоне - потому что неинтересно дают материал. Хамит учителю - тот сам виноват, раз не смог стать авторитетом для него. Нередки случаи и физического насилия в отношении педагогов. А администрация школ подчас стремится замять такие истории, не поддерживает учителя, а винит его. Такая позиция родителей и дирекции школ вредит не только педагогам, но и детям, которые вырастают хамами и потребителями. И оскорбляет не только конкретного педагога, но и в целом сферу образования и воспитания.
Педагогам приходится не только вести уроки, но и работать с конфликтными детьми и их родителями
Фактически в нашей стране сформировалась презумпция виновности учителя за все, что происходит в школе. Это подтверждает статистика: по данным опроса НИУ "Высшая школа экономики", более 76,2 процента педагогов отметили ухудшение отношения к учителю в обществе.
По данным Министерства просвещения РФ, к началу 2023/2024 учебного года из школ в России уволились 193,5 тысячи учителей. По итогам его окончания данные не публиковались, но можно не сомневаться, что процесс продолжается. Такими темпами мы обескровим школу. И в первую очередь от оттока кадров пострадают дети: они останутся необразованными и неконкурентоспособными работниками на рынке труда.
Решение проблемы существует. Надо защитить честь и достоинство учителя законом. Избавить его от нападок и беспощадной травли. Повысить престиж профессии на уровне государства, чтобы педагоги гордились ею. И конечно, платить им достойные зарплаты.
"Защита чести и достоинства педагогического работника" - этот принцип должен быть прописан в Законе "Об образовании в РФ". Соответствующий законопроект фракция ЛДПР уже внесла в Госдуму. Он также предполагает право учителя "требовать компенсации морального вреда, причиненного распространением порочащих его честь и достоинство сведений". Наша главная цель - узаконить презумпцию невиновности педагогов.
Но закон - не единственное решение. У учителя должен быть особый статус в обществе. Для этого важно рассказывать о лучших педагогических кадрах, проводить форумы, награждать специалистов, снимать фильмы и сериалы про педагогов. Чтобы люди видели: быть учителем — это престижно.
Необходимо повысить престиж профессии, чтобы педагоги гордились ей. И повысить зарплаты
Учителей также нужно регулярно направлять на курсы профессиональной переподготовки - естественно, бесплатно. И главное - нужно повысить зарплаты. Кроме того, пересмотреть сбор статистики. Когда говорят о средних зарплатах учителей, надо понимать, что обычно педагог работает более чем на одной ставке. Поэтому среднюю зарплату необходимо считать в привязке к одной ставке, а не к одному работнику. Также нужна единая тарифная сетка для работников образования по всей стране - единый базовый оклад на ставку. Чтобы не было ситуации, когда педагог в Москве работает на одну, а в Махачкале - на три, и оба получают по 70 тысяч рублей.
Молодым специалистам в регионах необходимо также предоставлять служебные квартиры по договору соцнайма за счет регионального жилищного фонда. Этот механизм выстроен в каждом регионе - решение о выделении жилья может принимать соответствующая комиссия. Или же давать льготную ипотеку за счет бюджетов муниципалитетов и регионов.
11 тысяч учителей по разным предметам не хватает сейчас в российских школах
Для муниципального уровня это будет большая нагрузка, поэтому можно передать муниципальные школы регионам. Такой закон уже принят, нужно лишь им воспользоваться. На региональном уровне легче решать проблемы, в том числе запускать льготные программы для учителей.
Кроме того, людям, которые столько времени и энергии тратят на наших детей, нужен хороший отдых. Необходимо приравнять учителей по социальным гарантиям к муниципальным служащим. Давать путевки в санатории, в том числе и в учреждениях, которые относятся к компетенции федеральной власти, при этом предоставляя им льготный проезд.
Комплекс этих мер за 5 лет позволит повысить статус учителя в обществе и обновить педагогический состав в школах. Сохранить ценный опыт старшего поколения и привлечь молодых специалистов. Потому что от педагогов зависит будущее наших детей и нашей страны. И в наших силах изменить ситуацию к лучшему уже сейчас.
Вице-спикер ГД
Борис Чернышов