![Алексей Диденко — о патриотическом воспитании студентов](https://images.hub.ldpr.ru/display?path=media/images/42b513f09840ebdb94aa07a6e15be601ef963cc15967ef103b3caeb80a8b0fe9.jpg&op=resize&h=600)
Вопрос председателя Комитета по федеративному устройству и местному самоуправлению А.Н.Диденко Министру науки и высшего образования России В.Н.Фалькову в ходе «правительственного часа» на тему: «О разработке Стратегии развития образования в России»
11.02.2025
А.Н.Диденко:
Уважаемый Валерий Николаевич! Мы все, наверное, исходим из того, что стратегия — это образ желаемого будущего, основанный на каких-то непреходящих, вековых, традиционных духовно-нравственных ценностях.
Мы уже сегодня много говорили о том, что вопросам воспитания духовно развитой личности не только студента, ученика, но и педагога, преподавателя нужно уделять больше внимания.
Конечно, студенты — это уже взрослые, но все-таки дети. И когда они вылетают из родительского гнезда, возникают риски, что они могут быть подвергнуты каким-то деструктивным влиянием, течениям.
На Ваш взгляд, какие можно механизмы заложить в Стратегию с тем, чтобы было выполнено поручение Президента о формировании гармоничной, патриотичной, социально ответственной личности будущего выпускника, студента, вообще гражданина Российской Федерации?
Спасибо!
В.Н.Фальков:
Алексей Николаевич, спасибо!
Очень правильный вопрос, и при всей кажущейся простоте ответ будет следующим. Мы считаем, что это один из приоритетов, поэтому я сегодня упоминал, когда говорил про стандарты, про единое ядро в каждой программе. Ядро — это набор предметов по содержанию единых для всех студентов, которые обучаются в российских ВУЗах, и мы видим, что это ядро, с одной стороны, должно профессиональное знание содержать, с другой стороны, социально-гуманитарное.
Если переходить на дисциплинарный подход, то это три основных дисциплины, которые методически должны быть обеспечены лучшими российскими университетами и одинаково преподаваться во всех, без исключения вузах.
Первая и главная дисциплина — это история. И, кстати, количество часов мы уже в преддверии стратегии увеличили до 144, это количество часов преподавания истории на неисторических специальностях и направлениях.
Вторая дисциплина, очень важная, это философия. Здесь, к сожалению, тоже порядка должного пока нет, ещё мы его наводим, но мы уже понимаем, что сегодня под личиной этого названия, этой дисциплины читают совершенно разные курсы, где-то историю западной философии, где-то, ну не читают в том её представлении, философию, которая, в общем, востребована у молодых людей, дающая ответы на актуальные вопросы современности.
И третья, основы российской государственности. Вы знаете, что этот курс совсем недавно был введён. Вот в совокупности, три этих курса будут читаться у всех студентов, которые обучаются в российских университетах, независимо от специальности и направлений.
Если дальше смотреть, то это не только единое методическое наполнение, но это еще и большие программы, которые мы разворачиваем, пока это получилось больше по отношению к историкам. В ближайшее время это в равной степени коснется преподавателей Основ государственности, российской государственности и философии. Собственно, большие, серьезные программы повышения квалификаций на базе наших лучших научных институтов и ведущих университетов.
Спасибо!