«О разработке Стратегии развития образования в России»: выступление Леонида Слуцкого

Выступление Председателя ЛДПР, руководителя фракции ЛДПР, председателя Комитета по международным делам Л.Э.Слуцкого в ходе «правительственного часа» на тему: «О разработке Стратегии развития образования в России»

11.02.2025

 

Л.Э.Слуцкий:

Отступать некуда! Сегодня мы должны консолидировать усилия в сфере образования, которая является ключевой для будущего страны. Нас нельзя победить самым современным оружием, оно у нас всё равно прогрессивнее и сильнее, но нас можно победить, понизив образовательный уровень тех, кто идет за нами, особенно тогда, когда мы сами своими руками в этом участвуем, не придавая образованию должного значения.

Сейчас момент истины!

Нам сейчас нужно друг с другом не спорить, не навешивать какие-то ярлыки и критические оценки. Об этом можно говорить часами и все они будут обоснованы, эти критические оценки, которые мы выскажем. Сейчас надо понимать - момент истины действительно наступил.

Сейчас нам необходимо думать о повышении зарплат учителям. То, что мы не можем решить, начиная с советского времени. Зарплатный разрыв, если позволите так сформулировать, составляет между Москвой и большинством регионов примерно три раза – 150 тысяч и 50 тысяч рублей. Унас очень простая в ЛДПР установка - Россия больше, чем Москва. Нам надо изыскивать, как бы это ни было сложно, возможности поднять учителям планку по зарплатам в районе или на уровне 75% от московских зарплат. Этого не сделаешь волшебным рубильником. Но нам надо это обозначить в ближайшее время как стратегическую цель.

Нам надо увеличить поддержку программы «Земский учитель». Учитель на селе архиважен. Нам сейчас надо программу «Земский учитель» достать и посмотреть на неё, увеличить бюджетное ассигнование, компенсационную выплату единовременную, поднять до двух миллионов рублей, примерно такой уровень, и до четырёх миллионов рублей на Севере, на Дальнем Востоке и в новых регионах. Это надо сделать в самое ближайшее время, опять же, как бы ни было сложно.

Далее, с 2012 года мы утратили в нашей системе вообще понятие среднепрофессионального образования. Нам необходимо обратить на это самое пристальное внимание и сейчас решить эту проблему, все эти вопросы в ближайшие месяцы. Особенно по тем учреждениям среднепрофессионального образования, которые находятся в системе вузов.

Я напомню, 376 вузов и 445 филиалов.

Потом, никакого платного технического образования. Нужно поднимать престиж российской инженерной школы. Надо заниматься сейчас всеми направлениями. Здесь не только подготовка технарей, инженеров. Здесь очень много спектров, много направлений подготовки среднепрофессионального образования, мы к этому уже готовы, мы это осознаём, но эту проблему нужно срочно решать.

И, конечно, дорогие коллеги, нам сейчас надо прошерстить весь спектр проблем, которые связаны с СПО - средним профессиональным образованием.

Думаю, что в течение года мы сможем значительной частью эти проблемы расшить.

Должен сказать, что мы оппозиционная партия, но я здесь не собираюсь заниматься огульной критикой. Наоборот, хочу поблагодарить за системную работу в этой сфере Дмитрия Николаевича Чернышенко и за проведённые ситуационные анализы на площадке правительства России и за вчерашнюю системную сверку часов с Председателем Государственной Думы, мы в тесном взаимодействии с Валерием Николаевичем Фальковым, который за недолгие годы руководства министерством смог уникальным образом сплотить в том числе ректорское сообщество, у нас не всё так однозначно плохо.

Но если мы в полной мере не осознаем те проблемы, которые сегодня у нас не решены, когда физруки преподают математику и физику, когда у нас количество учителей-совместителей преподносится Президенту, как-то, что у нас все вакансии в среднем образовании заполнены, коллеги мы кого обманываем? Обманываем сами себя? Занимаемся, извините, как писал Ленин, опять же аллаверды Геннадию Андреевичу Зюганову, «мечтательным самооплевыванием»? У нас, может быть жёстко я говорю, но если мы не осознаем реальную ситуацию, то мы сработаем на руку Западу, который пытается сделать из нашей молодёжи людей очень среднеобразованных.

А давайте вспомним, в то время, когда мы учились, в наших вузах, техникумах, получали образование представители будущих политических и бизнес-элит более ста государств мира! Вот к чему мы должны вернуться в самое ближайшее время! Не надо занижать квоты на образование. Нам надо понимать, у нас есть своя, родная, лучшая в мире система образования. Мы поставили на нашей молодёжи неудачный эксперимент в 1999-м году, тогда ещё была мода на всё западное. Уже многие начинали прозревать, но, как мы понимаем, не все. И мы подменили знания баллами, ввели такие модные и желанные бакалавриат и магистратуру. А выйти из Болонской системы можно только плавно, ни в коем случае не обидев, не подорвав образовательную систему для тех, кто учится сейчас, в эти годы.

Поэтому сейчас выход из Болонской системы как-то уже просматривается. Это очень тонкая материя, поэтому здесь с участием и Виктора Антоновича, и коллеги Кропачева, ректора Санкт-Петербургского университета, и многих других ректоров наших ведущих ВУЗов нужно составить поэтапный план выхода из ловушки, в которую мы зашли сами, её захлопнули 26 лет назад.

Мы должны понимать - сегодня в мире действительно формируется новое глобальное большинство. Оно уже сформировано вокруг идеи подходов Президента России. Новый многополярный мир, где каждая, сколь угодно, малая страна, её традиции стоят.

В.В.Володин: Коллеги!

Поддержим Леонида Эдуардовича!

(Аплодименты)

Л.Э.Слуцкий: И в том числе система образования, спасибо огромное, является отдельным полюсом для каждой страны, силы, влияющей на принятие решения в новом мировом порядке XXI-го столетия.

И в этой ситуации мы должны снова вернуть себе систему координат в мировом образовании. На уровне средней школы, на уровне высшей школы. Нам сегодня, после этой многочасовой сверки часов, понятно, что мы должны сделать.

У нас нет другого выхода, кроме как сегодня же консолидироваться вместе с присутствующими здесь министрами, вице-премьером, ректорами.

Спасибо огромное! Заканчиваю!

И, дорогие коллеги, хочу сказать, нам всем понятно, где мы проседаем. В регионах, в зарплатах, по сельским школам, по математике и физике, которые всегда были гордостью, были основой нашей системы образования. И нам понятно, что нужно сделать, чтобы с этим справиться.

В другую историческую эпоху, в 1866 году, когда Пруссия победила в Австро-Прусской войне, писали, что победа была одержана силами прусского учителя. Вот нам сегодня надо в образовании одержать победу цивилизационной важности!

И пусть историки скажут, что эта цивилизационная победа достигнута силой русского учителя.

Спасибо!

@smilemakc © 2020