Пленарное заседание 21.01.2025
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части повышения качества медицинского образования)
С.Д. Леонов, фракция ЛДПР:
Уважаемые коллеги!
Корень проблемы, конечно, заключается в том, что в целом-то государственные вузы, которые оказывали образовательные услуги, они оказывали их честно и выдавали соответствующие документы врачам.
Спрос рождает предложение, появились коммерческие структуры, которые обучали и переобучали докторов, демпинговали по ценам, фактически переводили все в дистант или вообще не оказывали соответствующих услуг.
И врачи, и медицинский персонал в целом не обучались, а получали просто документы о прохождении тех или иных курсов.
Почему? Потому что лицензирование, которое касается дополнительного образования, оно проводится в субъектах Российской Федерации. Поэтому у нас 6 тысяч организаций, которые в том числе имеют возможность дополнительно образовывать наших врачей.
И здесь, безусловно, тот законопроект, который мы принимаем, он, по крайней мере, дает инструмент воздействия и возможность влиять на эту ситуацию, так как Росздравнадзор будет выдавать соответствующее заключение. Если у организации нет базы клинической, нет специалистов соответствующих, нет оборудования, на котором они обучают, то просто лицензия в случае принятия данного законопроекта не будет выдаваться.
А те организации, которые обучали, они должны будут получить новую лицензию, соответственно, с заключением Росздравнадзора. Поэтому эта ситуация должна быть купирована.
И в целом, если мы уже говорим об обучении специалистов, об обучении врачей, то действительно стоит подумать о том, чтобы передать это на государственный уровень. Соответственно, мы и качество будем высокое образования давать, и деньги государственные, а) сэкономим, б) заработают вузы, потому что они тоже оказывают в том числе и платные образовательные услуги, именно государственные вузы, а не коммерческие.
Поэтому в этом, конечно, будет порядок наведен.
В частности, есть предложение ко второму чтению по данному законопроекту указать в лицензии конкретные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Сейчас просто профессиональная переподготовка, никакие программы конкретно не указываются, а их очень большое количество, и под конкретную лицензию необходимо иметь оборудование и специалистов. поэтому это обязательно нужно будет сделать. И по каким конкретно медицинским и фармацевтическим специальностям будет проводиться это обучение. То есть необходимо внести ко второму чтению, чтобы в лицензии это обозначить.
Есть и другие вопросы, связанные с медицинским образованием, в частности, это вопрос ответственности целевиков, которые по целевому обучению в вузах у нас обучаются. Бывает, что они не выполняют условия договора или разрывают этот договор, поэтому необходимо серьезно подумать над увеличением ответственности. Странно, но в нашей стране нет централизованного решения по установлению объемов подготовки медицинских кадров в зависимости от потребностей отрасли.
То есть отрасль понимает, в Министерстве здравоохранения нам нужно столько-то акушеров, столько-то хирургов, анестезиологов, и соответствующая она, я имею в виду Министерство, дает свои вузы, по крайней мере, свои вузы, необходимые квоты. Но вузы Министерства образования и науки, соответственно, никаким образом не ориентируются на данные Минздрава и совершенно не учитывают потребности отрасли. Поэтому здесь необходим единый какой-то механизм, единое решение о том, какие специалисты и в каком количестве нам в отрасли нужны.
И, кстати, вопрос о медицинских факультетах государственных университетов здесь тоже будет стоять ребром, потому что, я думаю, после принятия данного законопроекта некоторые медицинские факультеты, наверное, перестанут существовать, потому что и кадровый потенциал у них низкий довольно, и клинических баз во многих факультетах просто не существует. И здесь тоже Росздравнадзор будет регулировать этот вопрос.
Что касается СПО, у нас рабочая группа создана по СПО.
Медицинское образование, это особое образование, как правило, медицинские колледжи находятся под ведомством Министерства здравоохранения региональных, и там действительно очень много проблем. Первая проблема – это заработная плата педагогов. Она фактически составляет минималку на ставку. Исходя из заработной платы, то, соответственно, там преподают в основном 60 плюс преподаватели. Это тоже большая проблема.
Важная проблема касается целевого набора, к сожалению, из-за того, что у нас нет начального профессионального образования, берут в колледжи всех и регион не может квоты дать, например, взять необходимое количество там только из своего региона учеников, абитуриентов.
Поступают, соответственно, из других регионов. У нас в Смоленской области учатся из Московской области, учатся там из других регионов, из Белоруссии даже учатся бесплатно. И поступают по общему конкурсу. Соответственно, что они делают?
Он учится в том или ином колледже в другом регионе, уезжает в свой регион, а тратит на обучение средства региональный бюджет, и содержит вот этот колледж региональный бюджет. Поэтому здесь нужно дать в руки инструменты, в том числе и руководителям регионов, с тем, чтобы они могли эти квоты, свои определенные квоты вносить.
Поэтому, коллеги, есть еще ряд вопросов, которые касаются медицинского образования.
Мы в комитете активно обсуждаем. У нас буквально завтра будет обсуждаться вопрос по медицинским колледжам. И, безусловно, комитет и будет готовить те или иные предложения, в том числе законодательные.
Спасибо.