О Стратегии пространственного развития России до 2030 года. Аналитика ЛДПР

Стратегия на днях была утверждена Правительством России. Звучит несколько абстрактно, а фактически речь идет о строительстве жилья, предприятий, дорог во всех регионах страны, чтобы укреплялись региональные связи между людьми, предприятиями, чтобы развивался туризм, слабые в экономическом отношении регионы подтягивались до уровня более развитых, чтобы Россия становилась все более привлекательной для жизни и работы. Россия по площади самая большая страна в мире. При этом для комплексного и гармоничного развития такой территории не только недостаточно численности населения (итоги войн, революций, перестроек, переходов то к социализму, то к рыночному хозяйству), но и само население распределено по территории страны очень неравномерно. Есть большие агломерации вокруг крупных городов, есть как бы очаговые расселения. А есть и территории практически непригодные для проживания.

Поэтому вопросы пространственного регионального развития всегда были актуальными для России, для экономической и социальной связанности всех регионов страны, обеспечения хороших инфраструктурных условий проживания и работы. Привлекательность регионов для жизни и работы в сочетании с их сбалансированным развитием и является одной из основных задач Стратегии пространственного развития страны.

Немало здесь накопилось проблем. Регионы до сих пор развиваются очень неравномерно. Экономическая и социальная связанность регионов страны явно недостаточная. Крупные города и те территории, где сосредоточены рентабельные полезные ископаемые, железные и цветные руды, нефть, газ, уголь, золото, лес продолжают достаточно быстро развиваться, а немало территорий, которые теряют число занятых и проживающих на них людей. Почти потеряны, но сегодня постепенно возрождающиеся такие сферы как малая авиация, речной и прибрежный морской транспорт, малые и средние города нуждаются в быстром росте и обновлении.

На решение этих задач были нацелены «Основы государственной политики регионального развития до 2025 года», принятые в 2017 году. Определенные успехи здесь были достигнуты. Теперь принята, как мы отметили, Стратегия пространственного развития России до 2030 года. Одновременно с этим обновляются «старые» и планируются новые национальные проекты, сформулированы также национальные цели развития России до 2030 – 2036 годов. Выстраивается система среднесрочного планирования, что, безусловно, принесет свои плоды в ближайшие годы для улучшения жизни российских граждан.

Но следует также иметь в виду, что большая территория с богатыми ресурсами требует и времени, и масштабных инвестиций для ее хорошего современного обустройства. Одно дело, скажем, в Германии построить дороги на 2-3 тысячи километров, и другое – в России – на 20-30 тысяч километров. Также и с электрическими сетями, газоснабжением, со всей социальной и производственной инфраструктурой. Тем более, что наши многовековые враги не дремлют и разжигают конфликты то на Кавказе, теперь на Украине. И все это, безусловно, отвлекает ресурсы от мирного строительства. К тому же для охраны такой территории требуются значительные ресурсы и на суше, и на море.

Природно-климатические условия нашей страны требуют больших расходов при строительстве и эксплуатации как жилого фонда, так и производственных, торговых, строительных, транспортных компаний. Например, если в теплых странах предприятие, жилой дом ставится просто на бетонную площадку или на асфальт, то в нашей холодной стране нужен фундамент почти на 2 метра в глубину. Уже начальные капиталовложения, включая прокладку труб и коммуникаций (канализации, отопления, водопровода), почти в два раза выше по сравнению с похожими затратами в теплой стране. К этим затратам надо еще добавить расходы на отопление, так для средней полосы России доля отопления в общих энергозатратах составляет почти три четверти. Поэтому и энергоемкость российского валового продукта выше по сравнению с другими странами.

То же самое и применительно к затратам в сельском хозяйстве. В Аргентине, например, крупный рогатый скот не нуждается в заготовке кормов и круглый год обходится без стойлового содержания. Отсюда и себестоимость аргентинского мяса гораздо ниже, чем у нас. Поэтому промышленная и сельскохозяйственная продукция, аналогичная иностранной по потребительским характеристикам, как правило, выше по себестоимости и при ее реализации по так называемым мировым ценам может приносить убытки. Эти объективные условия надо всегда учитывать при международных сопоставлениях. А внутренние цены не должны следовать за «мировыми».

Сегодня, к счастью, уже практически избавились от рыночных иллюзий 90-х годов. Лучше понимаем специфику нашей страны. Пространственное развитие, формирование территориальной структуры расселения и производства во многом стало определиться государственными программами и национальными проектами. Умелое сочетание государственного управления с предпринимательской инициативой – в этом залог успешного решения и жилищных, и всех социальных вопросов.

ЛДПР всегда придавала особое значение региональной политике, быстрому развитию Сибири и Дальнего Востока, укреплению малых городов. У нас немало материалов по этим вопросам.  Равномерное расселение людей по территории нашей большой страны определяет и ее безопасность. Как говорится, «природа не терпит пустоты», больших незаселённых пространств, пригодных для жизни и работы. Депутаты и активисты ЛДПР поддерживают Стратегию пространственного развития России и своими практическими делами будут способствовать ее воплощению в жизнь во всех регионах страны.

 

 

М.Н. Сидоров

@smilemakc © 2020