Своё вместо импорта – надежнее и дешевле. Аналитика ЛДПР

Много сегодня поступает сведений об открытии новых предприятий, создании новых технологий, выпуске новых товаров. Речь идет не только о высокотехнологичных отраслях, таких как электроника, IT-технологии, но и производстве товаров, имеющих массовое применение. Успехи очевидны. Но и вопросов немало – и о массовом выпуске своих самолетов, современных автомобилей, компьютеров, станков с числовым программным управлением, медицинского оборудования.

Немало отечественных компаний, которые делают хорошую недорогую косметику, крема, шьют современную качественную одежду, но при этом испытывают недостаток производственных площадей, оборудования, финансовых средств. В торговых центрах им часто не предоставляют мест для продажи. Между тем, товары массового спроса имеют быструю оборачиваемость, окупаются за несколько недель и месяцев, но для их масштабного производства нужны инвестиции, которые сегодня искусственно тормозятся высокими процентами за кредиты.  Далеко не у всех наших предпринимателей есть средства для рекламы своей продукции.

Если говорить об обобщенных показателях, то использование импортной продукции в промышленности России находится на уровне 40 процентов. Это существенно ниже, чем в Германии, Польше, и примерно на одном уровне с США. То есть на 60 процентов российская промышленность не зависит от импортных поставок. Необходимо эту долю доводить до 80 процентов, тогда можно с уверенностью говорить о технологическом суверенитете страны при сохранении открытости экономики в торговле с дружественными странами.

Такой разворот внешнеэкономических связей уже произошел – за последние три года товарооборот с Китаем вырос почти в два раза, а с Европой, напротив, уменьшился в 2,5 раза. Экономическое развитие в рамках БРИКС и ШОС демонстрирует динамичные экономические успехи. В новых национальных проектах, включая и проект о технологической самостоятельности страны, предусматриваются реальные инвестиции и ответственные руководители, которые должны обеспечить экономическую безопасность страны.

И все же вновь возникает вопрос о знании истории и дальновидности управленцев, которые еще несколько лет назад «встраивали» российскую экономику в мировые технологические цепочки и почти не заботились о быстром развитии своего самолетостроения, станкостроения, всего машиностроительного производства, который является фундаментом экономического роста и обновления оборудования во всех отраслях.

Вопрос об импортозамещении возник после 2014 года, когда против нас ввели санкции. Это была ответная реакция, свидетельствующая о недостаточной самостоятельной промышленной политики, направленной, прежде всего, на развитие своего производства. «Никогда не было и вот опять». Всё стремились в Европу, забывая историю наших с нею отношений. Высокомерное отношение к русским как было, так и осталось. Дай только повод, чтобы они ввели санкции и еще плотнее окружили Россию своими военными и бактериологическими базами. Мы шли по самому легкому пути – продавали сырье и импортировали в возрастающих масштабах лекарства, продовольствие, станки, оборудование.     Самое смелое решение - поднять тарифы на ввоз всех товаров, которые сами можем производить, снизить внутренние цены на электроэнергию, газ, бензин, дизельное топливо, ограничить процент за банковские кредиты средним уровнем рентабельности.

ЛДПР давно предлагала постепенно сокращать экспорт нефти (надо что-то оставить детям и внукам) и развивать свое производство, свой внутренний рынок. Но «в своем отечестве пророков нет», понадобились санкции, чтобы реально заняться импортозамещением. Кстати, число занятых в обрабатывающей промышленности за последние годы уменьшилось более чем на 3 миллиона человек (потеряли многих специалистов), но зато резко увеличилось в торговле. Примитивный труд легче. Отсюда сегодня и дефицит рабочих и инженеров.

У нас есть книга «Иван, запахни душу». Давно пора это было сделать в экономике, не дожидаясь очередных агрессивных действий наших «партнеров». Партнерами, кстати, называются те, кто делает что-то общее, полезное. А когда вам вредят, причем, сознательно, целенаправленно, какие это «партнеры»? Надо все-таки уважать свой язык, не подменять понятия и не заискивать, показывая свою уязвимость и слабость.

Это не партнеры, а «господа из Европы и США». Так бы их лучше называть, потому что они и чувствуют себя господами по отношению к России.

Эти соображения были высказаны для того, чтобы была проведена работа над ошибками в промышленной политике. Ведь есть же программы по развитию и фармацевтической, и легкой промышленности, и авиационной, и судостроительной, но выполнялись они ежегодно на 50-70%. Причины надо понять. Главная, на наш взгляд, в неэффективном управлении программами, отсутствии персональной ответственности руководителей. Поэтому и программы по технологическому суверенитету нуждаются в четкой координации как по технологической, так и управленческой цепочке. Быстрее надо возрождать отраслевую науку, проектные институты в сельскохозяйственном, энергетическом машиностроении, во всех отраслях промышленности. Технологическая самостоятельность должна опираться на научную основу, на новую технологическую базу. Экономическая политика, её методы и инструменты также должны строиться на научной основе.

Упор надо сделать на развитии сельскохозяйственного машиностроения, чтобы производить и экспортировать экологически чистые виды продовольствия. В Европе мало земли, много удобрений и химии. Спрос на «чистое» продовольствие будет в мире только расти, цены тоже. Надо сделать такую программу и последовательно ее реализовывать. Громадные пахотные земли, заливные луга, большие пастбища, обилие рек, озер – это наши естественные конкурентные преимущества, которые до сих пор недостаточно используем.  Экспорт продовольствия возобновляется из года в год в отличие от исчерпания нефти и газа.       

Подготовка, отбор кадров для управления промышленными компаниями, предприятиями, компаниями, регионами – это основная задача для будущего страны. И выявлять здесь надо не только администраторов, которые могут засушить любое дело, ввести тонны и килобайты отчётности, а лидеров, обладающих чувством нового, способных вести людей, организовывать их и придавать смысл их деятельности, исходя из интересов развития своей страны. Тогда и программы по технологическому суверенитету будут реализованы. Такая работа сегодня развёрнута в стране.

Вновь следует напомнить, что российский император Александр III за свои тринадцать лет царствования просто обновил и построил отечественные заводы по выпуску судов, гражданской и военной техники, создал ряд вузов, опирался на науку и силы своего народа. Он, например, говорил: «Корабли должны строиться русскими инженерами на русских заводах из русских материалов». Экономика росла, население увеличивалось, была занятость на современных предприятиях.

Таких примеров в российской истории много. Сегодняшние управленцы, которые занимаются реализацией национальных проектов, должны не просто знать эти примеры, а понимать механизмы достижения впечатляющих результатов. Для этого, как утверждал Владимир Жириновский, нужна воля и высокий профессионализм.

М.Н. Сидоров

@smilemakc © 2020