Госдума приняла закон о федеральном бюджете на 2025-2027 годы. Теперь он будет рассматриваться в Совете Федерации и затем поступит на подпись Президента. Но это больше формальные моменты, так представители Администрации Президента и Совета Федерации работали совместно с депутатами Госдумы над проектом бюджета прежде, чем он становится законом. Надо обратить внимание на то, что это не просто принятие бюджета как такового, а именно закон о бюджете, который надо строго исполнять и контролировать. В условиях СВО было бы целесообразно принять более жесткие наказания за нецелевое использование бюджетных средств, за их воровство, присвоение в личных целях. Таких случае до сих пор немало.
Несмотря на санкции доходы бюджета уверенно растут. Если всего два года назад доходы федерального бюджета были на уровне 28 триллионов рублей, то в 2025 году они должны составить более 40 триллионов рублей. Даже если сделать корректировку на инфляцию, то все равно получим впечатляющий рост доходов бюджета. Причем, доля доходов от экспорта нефти и газа существенно снизилась, а увеличение доходов идет в большей степени от роста собственного производства, прежде всего машиностроения и других обрабатывающих отраслей. Некоторые шутят, что если бы такого рода санкции против нашей экономики были введены еще 10 лет назад, то мы могли еще значительнее увеличить расходы на решение социальных вопросов.
Последовательно выполняются все направления социальной политики. С 1 января 2025 года минимальный размер оплаты труда составит 22400 рублей, увеличение почти на 17 процентов. ЛДПР предлагала увеличение до 30 тысяч рублей. Но в Центробанке и Правительстве посчитали, что это приведет к дальнейшему увеличению цен. Инфляция в этом году опять бьет рекорды – средний уровень за год составит порядка 9%, а по продовольственным товарам – это будет в районе 20%.
Производство с большим опозданием реагирует на рост доходов, быстрее здесь торговля – повышает цены. Наша предложение о введении лимита торговой наценки в 20 процентов пока не реализуется. Пугают возникновением дефицита товаров, хотя во многих странах есть такой рычаг – это высокий налог на сверхдоходы. Очевидно, лоббисты меркантильных интересов пока выигрывают.
В 2025 году существенно вырастет материнский капитал до 676 тысяч рублей на первого ребенка и 217 тысяч рублей на второго. Сохраняется льготная семейная ипотека. В бюджете предусматриваются масштабные средства на строительство и ремонт больниц, поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов, школ и многих других социальных объектов. Более 3,3 триллиона рублей будет направлено на пополнение региональных бюджетов, это так называемые межбюджетные трансферты. Участники СВО и их родные также получат значительные средства на поддержку. Увеличивается ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием детей, это коснется 10 миллионов детей.
Цели и задачи бюджетной политики носят масштабный характер. Но для их достижения надо вести кропотливую и методичную работу над исполнением намеченных бюджетных показателей.
В бюджете предусмотрены средства для индексации пенсий в соответствии с инфляцией. Значительные расходы идут на научные исследования и производство современной военной техники. Цель США, Германии остается прежней − освобождение пространства, занятого Россией. Для начала была намечена Украина, которая в течение более трёх с половиной веков являлась составной органичной частью России. Отсюда и СВО, освобождение Украины от нацизма и милитаризма. Дефицит воды в Южных странах, недостаток лесов, пахотных земель на планете ведут и будут вести к войнам. На безопасности страны нельзя экономить. Но нам нужно принципиально новое оружие – «чистое», но массовое, чтобы и мысли не возникло на нас нападать. Пример был на днях продемонстрирован.
Вот уничтожили химическое оружие. Зачем? Надо было сказать Западу – пока не уберете военные базы от наших границ, будем сохранять химическое оружие.
Начинать проектировать и исполнять бюджет целесообразно таким образом: в бюджете заложены средства на реализацию национальных проектов и крупных программ развития конкретных отраслей экономики (машиностроение, химия, станкостроение, цифровые технологии и т.д.), через год это дает дополнительные доходы в 1 трлн рублей, через два года – 2 трлн рублей. И через 5 лет мы приходим к тому, что доходы бюджета от своей экономики составляют 90 процентов, а от экспорта нефти – 10 процентов. Вот такой подход к управлению должен быть – целевой, а не ожидание роста цен на нефть и не гадание по этому поводу.
Нужен стратегический маневр – лучшее использование своих географических, конкурентных преимуществ – это земля, вода, лес, золото и территория.
Например:
Расширить и улучшить использование земель – рост урожайности, производство экологически чистого продовольствия и увеличение его экспорта. Сколько при этом понадобится инвестиций, и когда мы сможем заменить экспорт нефти экспортом продовольствия? Как при этом надо развивать сельскохозяйственное машиностроение?
Масштабное строительство дорог и развитие всех видов транспорта; каков здесь экспортный потенциал; как при этом должно развиваться транспортное машиностроение.
Вода и лес. В Китае мало того и другого – продажа воды и переработка лесных ресурсов. Быстрое развитие совместных производств. С Китаем надо срастись экономически. Иначе усиление военной опасности вполне реально.
Информационную политику в этом смысле тоже нужно улучшить. Доступно и просто рассказывать какие планы Правительство имеет на ближайшие три года, а возможно и на 10 лет. У нас есть хорошо проработанные долгосрочные национальные проекты по развитию транспорта, сельского хозяйства и т.д. Тогда людям станет ясно, куда мы идем, какие цели преследуем, и как изменится их жизнь.
При исполнении бюджета продолжает действовать так называемый «налоговый маневр», т.е. снижение ставки экспортной пошлины на нефть и одновременное увеличение НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Фактически поощряется экспорт сырой нефти и увеличивается себестоимость бензина и всех продуктов нефтепереработки. Надо менять этот «налоговый маневр», повышая экспортную пошлину на вывоз сырой нефти и снижая эту пошлину на продукты нефтепереработки.
До сих пор не все ведомства, точнее, главные администраторы средств федерального бюджета, создали полноценные структуры внутреннего финансового контроля. Отсюда – возможно нецелевое использование бюджетных средств и недостаточная эффективность их использования, особенно в инвестиционных проектах.
Надо завершить эту работу. Комитетам Госдумы (по профилю) следует приглашать руководителей служб внутреннего финансового контроля министерств, служб и агентств с докладами об эффективности использования выделенных бюджетных средств. Это и будет реальной формой парламентского контроля за расходами бюджета. Не в общем и целом, а в деталях, что всегда лучше.
Счетная палата вносит в органы прокуратуры представления о фактах нецелевого использования бюджетных средств и нарушений бюджетного законодательства. Известно, что виновные нередко отделываются легким испугом, штрафами и условными наказаниями.
Надо взять за правило, одновременно с заключениями Счетной палаты заслушивать прокуратуру и МВД о тех мерах, которые принимаются в отношении нарушителей бюджетного законодательства.
Предложенные меры могут оказать определённое влияние на повышение эффективности расходов при исполнении федерального бюджета в ближайшие три года. Органичное сочетание целей и задач бюджета с выполнением долгосрочных программ и национальных проектов создаёт достаточно надёжную систему управления экономическими и социальными процессами в стране, что позволит реально улучшать условия жизни и работы граждан России.
М.Н. Сидоров