О миграционной политике. К правительственному часу в Госдуме. Аналитика ЛДПР

В Госдуме 13 ноября состоится правительственный час на тему «Актуальные вопросы правоприменительной практики при реализации государственной миграционной политики». Это не просто обсуждение актуальных проблем самой миграции, а акцент делается на том, каким образом на практике работают принятые Госдумой законы о миграции, как министерства и ведомства выполняют те задачи, которые им предписывают принятые законы. Не рассуждения о важности, «глубине – ширине» проблем, а с точки зрения ответственности исполнительной власти за исполнение законов. Немало здесь обнаружено и фактов коррупции.

В последние месяцы обсуждаются и принимаются законы об ужесточении наказания за организацию незаконной миграции, за подделку документов, вводится блокировка сайтов с незаконными услугами для мигрантов. Сегодня наказание за организацию незаконной миграции может начинаться от двух месяцев, при этом суд может применять условное наказание. Теперь оно отменяется, и сроки наказания начинаются от двух лет. Для организованных групп, нарушающих законы о миграции, наказания становятся еще более строгими. Необходимо на практике сделать так, чтобы «строгость законов не сопровождалась мягкостью их исполнения».

А факты говорят о том, что незаконная миграция растет – за истекшие месяцы текущего года она увеличилась в полтора раза. Но надо подчеркнуть, что среди осужденных за незаконную миграцию только 25 процентов – это иностранцы, а 75 процентов – граждане России. Так что, как и во многих других случаях, корень проблемы не вовне, а внутри. Нечестные деньги и здесь нередко правят бал, взятки за регистрацию, вид на жительство, предоставление гражданства получили немалое распространение среди российских должностных лиц. Немало и мутных фирмочек развелось, которые помогают с фальшивыми разрешениями, патентами, санитарными книжками. Теперь посредничество в сфере миграции должно быть ликвидировано. Вопрос только в том, справятся ли сотрудники миграционной службы с увеличившимся объемом работ? Этот вопрос необходимо решить, иначе «гладко было на бумаге, но забыли про овраги».

Получили распространение фиктивные браки иностранцев для из легализации в России, теперь вводится правило, чтобы получить разрешение на проживание в России в упрощенном порядке, надо прожить в браке с гражданкой или гражданином России не менее трех лет.

Экзамены для мигрантов по русскому языку теперь будут принимать только учебные организации, перечень которых утверждает правительство. Это больная проблема, русский язык плохо изучается в школах и институтах среднеазиатских (центральноазиатских) республик СНГ. К тому же, уже в школе им прививается «понимание того», что Россия когда-то их оккупировала. Забывают о том, что именно Россия построила там города, заводы, энергетику, дороги. Но оттуда идет ведь основной поток мигрантов в Россию. И почему спрашивается, нам надо вести расходы по приему и обучению русскому языку. Это надо делать в самих странах, откуда едут мигранты, а у нас – только на платной основе. Извечная русская доброта никогда не помогала укреплению государства и воспринималась соседями с улыбкой, нередко и как глупость.

Растет число преступлений, совершаемых нелегальными мигрантами, за истекшие месяцы текущего года оно увеличилось почти втрое.  Те организации, которые используют труд нелегальных мигрантов должны подвергаться серьезным штрафам, а в международных договорах между странами СНГ надо прописать, что расходы на высылку нелегальных мигрантов, должна нести та страна, гражданином которой является нелегальный мигрант.

На дворе цифровизация многих видов деятельности. Необходима своевременно обновляемая информационная система, которая бы фиксировала въезд мигрантов, получение ими патентов, устройство на работу, перемену места работы, окончание миграционного учета. При въезде в Россию должна действовать дактилоскопическая регистрация. Это, конечно, вновь немалые расходы, но без надежной и своевременной информации нет и эффективного управления миграцией.

Приезжает в Россию в основном молодежь, до 30 лет. Только пять процентов имеют высшее образование, треть – среднее специальное образование, остальные – неквалифицированные работники. Более 80 процентов, прибывших исповедуют ислам. Свободно владеют русским языком только треть мигрантов, остальные или плохо говорят, или вообще не знают русского языка. Вот такой «усредненный» портрет сегодняшнего мигранта в России. Отсюда и проблемы, которые с течением времени, будут нарастать в условиях многолетнего падения рождаемости во многих регионах России с пока еще преобладанием русского населения.

Дело не в русском национализме, а в том. что для приезжих Россия не является их родиной, корней у них нет, отсюда и отношение к этой «среде обитания».

Мигранты «вливаются» в экономическую жизнь страны. Приезжие имеют значительную долю в целом ряде отраслей: общественный транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, торговля. Многие торговые пути – кровеносная система страны –  находятся под контролем нерезидентов.

Привнося элементы своей культуры, мигранты размывают культуру традиционного общества, в будущем это может повлечь за собой требования присутствия своих представителей в органах власти, затем предоставления автономности, а в дальнейшем, возможно, и «присоединения к исторической родине».

Идея завоза мигрантов не нова – еще в начале двадцатого века академик Владимир Обручев (автор популярного романа «Земля Санникова») писал, что для освоения хотя бы половины несметных богатств Сибири и Севера царской империи необходимы десятки миллионов дополнительных трудовых рук.

Не надо ничего особенного выдумывать. У государства существовала отработанная система трудового найма рабочих для Севера, отдаленных районов Сибири и Дальнего Востока, для больших индустриальных центров. Только сегодня открывать такие бюро по найму квалифицированной рабочей силы надо за границей, именно в тех районах, откуда идет наибольший поток гастарбайтеров. Открывать их на основе межгосударственных и межрегиональных соглашений, партнерства и сотрудничества органов государственной власти, местного самоуправления и частного предпринимательства.

Вместе с тем целесообразна и миграционная амнистия, т.е. упрощенная легализация наших соотечественников, которые вынуждены работать нелегально из-за сложности и длительности оформления гражданства.

При всех тонкостях управления миграцией необходимо соблюдать правило, чтобы миграционные процессы не ущемляли права граждан России, их права должны быть доминирующими. Россия развивается, дополнительные трудовые ресурсы нужны, добросовестные работники из других стран пусть приезжают, но соблюдают законы нашей страны, а правоохранительная система должна жестко ограждать коренных жителей, да и самих добросовестных мигрантов, от незаконных проявлений и преступлений.

 

М.Н. Сидоров

@smilemakc © 2020