Депутаты Госдумы и региональных законодательных органов работают в настоящее время над проектами законов, соответственно, о федеральном и региональных бюджетах на ближайшие три года. Обсуждение бюджетных показателей доходов и расходов бюджета целесообразно вести с позиций реализации первоочередных экономических задач. Важнейшая из них – это победа в Специальной военной операции. В федеральном бюджете на укрепление обороноспособности страны предусматривается 13 процентов от всех расходов бюджета. Немалые средства, но необходимые, так как Запад не оставляет попыток ослабить нашу страну, подчинить своему влиянию.
Он не остановится на использовании Украины против нас. Переформатировали сознание на «западные ценности» и сделали ранее братский народ практически врагом. На очереди Грузия и Молдавия. Здесь тоже идет работа западных разведок, спонсоров, журналистов-пропагандистов на дальнейший отрыв этих стран от России, воспитании новых врагов, которым тоже внушают «западные ценности». И наверняка попытаются затем натравить их на нашу страну. Поманят Евросоюзом, НАТО и готово – враг в лице НАТО еще больше приблизится к нашим границам.
Вот поэтому нельзя экономить на военных расходах. Кстати, по мировым меркам, они не столь велики. Больше всего на военные расходы направляют «демократические» США – 40 процентов от суммы военных расходов всех стран мира – почти триллион долларов. На втором месте в мире – Китай, и на третьем месте с значительным отрывом – Россия. Резко увеличивают военные расходы европейские страны. К чему они стремятся в перспективе — понять трудно. Казалось бы, демократия, свобода, целесообразно вести переговоры даже с оппонентами, находить точки соприкосновения. А здесь только собственные эгоистические интересы, во многом неоколониальные. Поэтому увеличение расходов на оборону в России- это требование времени и обеспечение сегодняшней и завтрашней безопасности страны.
Для того, чтобы экономика России справлялась с такими жесткими вызовами необходимо быстро решать и другие важнейшие экономические задачи. Риски также заключаются в том, что крайне высокий уровень ключевой ставки в 21 процент и повышение налога на прибыль с 20 до 25 процентов с начала 2025 года могут привести к замедлению роста экономики, сокращению и государственных, и частных инвестиций.
Следует отказаться от словосочетаний по поводу «перегрева экономики», «инфляционных ожиданий», и не повышать, а, напротив, снижать ключевую ставку. Федеральной антимонопольной службе необходимо более жестко следить за уровнями цен, предотвращая их неоправданный рост, а также шире использовать стимулирующие и льготные механизмы для роста производства тех товаров, что сегодня вынуждены импортировать.
Результаты саммита БРИКС в части создания трансграничной расчетно-депозитарной инфраструктуры и расширении использования национальных валют, платежных инструментов и платформ также позволят увеличить взаимовыгодный товарообмен, инвестиции между дружественными странами, что будет способствовать экономическому росту, укреплению суверенитета и ослаблению зависимости от доллара США. Прагматичная внешняя политика будет способствовать решению внутренних экономических задач.
Реализация программных положений ЛДПР, которые мы сформулировали ещё тридцать лет назад – это быстрый рост экономики на базе собственного научного и производственного потенциала, строительство и модернизация заводов, фабрик, производств. Следует и ранее ограничивать импорт и развивать собственное производство автомобилей, тракторов, самолетов, холодильников, стиральных машин, товаров массового спроса. Государство, местные власти и бизнес должны больше создавать совместных проектов по развитию отечественного производства. Сейчас этим стали заниматься, но надо быстрее и масштабнее. Большинство проектов до сих пор вокруг нефти и газа, а надо больше в машиностроение, в сельское хозяйство, на транспорт. Тогда мы станем более независимыми от экспорта природных ресурсов и от изменения мировых цен. А стабильность поступления доходов в бюджет от собственного производства позволит проводить долгосрочную экономическую политику, даст уверенность предпринимателям и послужит основой для роста доходов населения.
Антимонопольное министерство у нас слабое. ЛДПР считает, что и в центре, и на местах должны быть созданы комитеты по ценообразованию с широкими полномочиями. Нужна реальная информация о накрутках, рентабельности в производстве и в торговле. Рентабельность в реальном производстве невысокая, а банки, торговля, посредники процветают. Такую политику надо менять. Там, где не работают экономические меры, нужны административные. Это делается во всех странах.
Часто отменяются таможенные пошлины на те виды машин, оборудования, которые не производятся в России. Почему не производятся, спрашивается? Нет ресурсов, нет мощностей, нет науки, квалифицированных кадров? Так надо все это быстрее создавать. Одно дело покупать бананы, а другое попасть в технологическую зависимость от стран – изготовителей машин, лекарств и другой готовой продукции. Нельзя, конечно, производить всю гамму продукции и конкурировать с нею на мировом рынке. Но основные позиции должны быть под контролем государства. Сейчас многое делается в этом направлении, но зайдите в магазины – много там российских товаров? По продовольствию – да, мы продвинулись, а вот, что касается бытовой техники, одежды, обуви и других промышленных товаров, то по-прежнему, много импортируется. Создаем рабочие места в других странах вместо того, чтобы занять население более квалифицированной работой и пополнять не заграничные бюджеты, а свои собственные.
Налоги, экспортно-импортные тарифы должны стимулировать производство своих самолетов, тракторов, комбайнов, лекарств, турбин, электродвигателей, автомобилей. Ну почему корейцы за двадцать лет, теперь китайцы сделали конкурентоспособную автомобильную промышленность, а мы до сих пор не делает конкурентоспособные на внешнем рынке автомобили? Плохую роль здесь играют и высокие ставки налога на добавленную стоимость в приоритетных отраслях экономики, а также то, что высокие импортные пошлины на ввоз иномарок «растворяются» в бюджете, не идут целевым образом на импортозамещение, развитие собственного автомобилестроения. И так по многим позициям.
Внешняя и внутренняя политика сегодня быстро направляется в сторону конкретных нужд российских граждан и укрепления безопасности страны. Важно при этом определить чёткую персональную ответственность всех руководителей в центре и на местах за реализацию первоочередных экономических задач.
М.Н. Сидоров