Пленарное заседание 24.10.2024
О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
Доклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам, депутата от ЛДПР Каплана Панеша:
Уважаемый Александр Дмитриевич!
Уважаемые депутаты!
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона о Бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год и на плановый период 2026-2027 годов, внесенный Правительством РФ и отмечает следующее.
В основе бюджетной политики в части Федерального фонда ОМС положены стратегические цели развития здравоохранения, сформулированные президентом Российской Федерации, федеральным законом об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации.
Докладчик в своем выступлении подробно рассказал об общих объемах доходов бюджета фонда, расходах, дефиците.
Основные параметры нам понятны, не буду их повторять.
Уважаемые коллеги, хочу обратить ваше внимание, что в бюджет фонда ОМС на будущую трехлетку заложена медицинская помощь больным онкологическими заболеваниями.
390 миллиардов рублей почти на 1,5 миллиона человек. Медицинская реабилитация более 105 миллиардов рублей на 1,6 миллиона человек. Пройдут оценку своего репродуктивного потенциала более 19 миллионов человек. Посещение врачей по ОМС около 1 миллиарда посещений в год. Помощь в больницах и госпитализация более 27 миллионов человек. Наблюдение более 37 миллионов пациентов с хроническими заболеваниями. Заработная плата на 1 миллион 700 тысяч человек медицинского персонала. Высокотехнологичная медицинская помощь для 1 миллиона 350 тысяч человек.
Диспансеризация и профосмотры. В 2023 году впервые выявлено более 5000 случаев онкологических заболеваний. Это почти в 4 раза больше, чем выявили в 2023 году. В 2023 году доля злокачественных новообразований, выявленных на первых и вторых стадиях, составляет 60%. Дума продлила норму о стимулирующих выплатах на выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров. При рассмотрении бюджета на 2024-2026 годы мы поднимали вопрос о необходимости повышения эффективности механизма осуществления таких выплат. В феврале 2024 года Правительством внесены изменения в правила предоставления выплат, предусматривающие предоставление выплаты в размере 1 000 рублей именно тому медицинскому работнику, который первым направил пациента на дополнительное обследование, а не распределил указанной выплаты по всем участвующим в выявлении специалистам. По итогам этого же года можно оценить результат совершенствования нового механизма. Уже по данным за 9 месяцев 2024 исполнение в три раза выше. Будет применен коэффициент доступности медицинской помощи для расчета субвенции 25 регионов с низкой плотностью населения, в том числе регионы Дальнего Востока.
Получат ежегодно дополнительно более 25 миллиардов рублей для недопущения просроченной кредиторской задолженности. Также продлевается поэтапный переход новых регионов на систему ОМС. Трансфер по новым регионам на ОМС в среднем более 60 миллиардов рублей. В рамках демографической политики планируется предоставление межбюджетных трансфертов. Есть и некоторые проблемы, которые хотелось бы отметить, они обсуждалисьв рамках заседания Комитета по бюджету и налогам.
В рамках рассмотрения бюджета вопросы заработных плат медицинских работников в целях сохранения ее отношения к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в соответствии с указом Президента № 597.
В 2024 году прирост субвенций составил почти 374 млрд рублей или на 13,6% на 2025 год запланирован рост на 519 миллиардов рублей или на 16,7%, что является самым высоким показателем.
Вместе с тем, в ряде субъектов Российской Федерации по итогам первого полугодия 2024 года темп роста среднемесячного дохода от трудовой деятельности превысил темп роста субвенций для региона. По нашей информации, Министерство здравоохранения совместно с фондом ведет работу по выработке методики определения дополнительной потребности и механизма распределения средств по регионам. После их проработки подходы к расчетам и сами расчеты должны быть представлены на рассмотрение трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений.
Также хочется отметить, что сделаны серьезные шаги в части получения высокотехнологичной медицинской помощи. Но остается проблема в этом направлении. Не во всех регионах страны сегодня есть реальная возможность получить такую помощь, либо направление в центр.
Ситуация улучшается, но она далека от идеала. И необходимо продолжить работу над этим направлением.
Подводя итог, Комитет отмечает, что основные характеристики проекта фонда бюджета на три года соответствуют положению Бюджетного кодекса Российской Федерации, федерального закона 326-ФЗ, а также параметрам проекта федерального бюджета на 2025 год и на плановый период 2026-2027 годов. Комитет Госдумы по охране здоровья также Комитеты Совета Федерации по социальной политике, по бюджету и финансовым рынкам поддерживает принятие законопроекта в первом чтении.
Счетная палата предоставила свое заключение. С учетом вышеизложенного Комитет по бюджету и налогам рекомендует принять бюджет Фонда в первом чтении.