Правительственный час: О состоянии коммунальной инфраструктуры и повышении качества оказываемых жилищнокоммунальных услуг , 23.10.2024
В.А. Кошелев, фракция ЛДПР:
Уважаемые коллеги!
Высокий износ коммунальной инфраструктуры является сегодня основным фактором потери ресурсов в сетях и причиной их аварийности.
Ежемесячно происходит более 6 тысяч аварий. По официальным данным, свыше 40% объектов инженерной инфраструктуры нуждаются в замене.
Совместно с Минстроем мы активно работаем над решением задач по модернизации коммунальных сетей, капитальному ремонту домов, повышению эффективности управления жилым фондом.
И погрузившись в проблематику, мы видим, что темпов модернизации систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения недостаточно.
Что надо сделать, чтобы эти темпы нарастить?
Первое. Создать единый реестр объектов инженерной инфраструктуры.
На сегодняшний день отсутствует верифицированная база данных, используемая для оценки состояния коммунальной инфраструктуры. Нет четкого понимания, где и какие объекты ресурсоснабжения находятся. Процент их износа, требуется ли ремонт и в какие сроки. Такая информация в очень скудном виде есть в муниципальных схемах тепло- и водоснабжения, но их актуальность вызывает большое сомнение. Фактически у нас отсутствует необходимая для принятия управленческих решений информация. Какое мы предлагаем решение? Мы видим, что надо создать федеральный единый реестр сетей электро, тепло, водоснабжения и водоотведения. Он должен отображать полные сведения об инженерных объектах и их собственниках. Протяженность и степень износа, мощность, предельную нагрузку, плановые сроки текущего и капитального ремонта. Второе. Инвестиционные программы. По данным Минстроя, всего в России утверждено 1966 инвестиционных программ РСО в сфере тепловодоснабжения и водоотведения. Но, как показывает практика, из них только единицы дойдут до реализации заявленных планов. Тарифы растут, деньги с населения, с людей собираются, вода в кранах у нас идет ржавая и регулярно идут перебои с теплом. Какое предлагаемое решение проблемы в этом вопросе?
Разработка и утверждение инвестиционных программ должна стать обязанностью для регионов и РСО. Пересмотреть систему контроля исполнения инвестиционных программ на уровне регионов. Решение о повышении тарифов должно приниматься только после оценки достоверности отчета и об исследовании мероприятий инвестпрограммы и после экспертизы экономической целесообразности данных затрат. Включение в инвестпрограммы обязательных мероприятий по техническому обследованию сетей, по результатам которых формировать планы текущего и капитального ремонта. Введение персональной ответственности как со стороны РСО, так и со стороны уполномоченного органа власти за срыв реализации инвестиционных программ в сфере ЖКХ.
Третье. Конституционные соглашения. Сегодня 19% коммунальных объектов эксплуатируются в рамках конституционных соглашений на общую сумму 1,2 трлн. Однако, как показывает практика реализации конституционных соглашений, не дает планируемых результатов. Этот механизм был введен для привлечения частных инвестиций в отрасль. При этом большинство соглашений не содержат инвестиционных обязательств концессионера. Либо сроки по ним бесконечно передвигаются. Эти вещи недопустимы. Решение проблем мы видим в ужесточении правового регулирования о концессиях в ЖКХ и введении персональной ответственности за реализацию соглашений.
Надо создать единую государственную информационную систему, которая содержала бы сведения об объектах концессионных соглашений, их технических характеристик, о соответствии концессионеров установленным требованиям, исполнении ими обязательств, о планируемом и фактическом объеме инвестиций и динамике изменения тарифов на оплату ЖКХ или стоимости предоставляемой концессионерами платных услуг. Это позволит осуществлять должный контроль и анализ в сфере реализации конституционных соглашений. Помимо сказанного, наверное, самое главное в этом направлении, хочу отдельно сказать, что средства на модернизацию сетей по конституционным соглашениям должны быть окрашены. То есть аккумулироваться на отдельном расчетном счете для ведения инвестиционной деятельности и под пристальным надзором, с использованием инструментов в виде казначейского или банковского сопровождения.
Четвертая тема – это внутридомовые инженерные сети. Инженерная инфраструктура – это не только магистральные сети, но и внутридомовые сети, которые находятся в лучшем случае в эксплуатации управляющих организаций. А в 40% МКД страны эксплуатируются собственниками напрямую или через ТСЖ. Сегодня никто не устанавливает требования к лицам, осуществляющим эксплуатацию внутридомовых сетей. И, следовательно, никто не контролирует эту работу. В этом направлении также необходимо наводить порядок. Решение проблемы мы видим в дополнении полномочия органам ГЖИ, а именно наделение их правом выдавать предписания о проведении ремонта работ по результатам проверки ГЖИ без решения общего собрания. В завершение, большинство этих проблем связаны с неэффективным управлением на местах. Поэтому мы считаем, что необходимо ввести критерии оценки эффективности работы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, показатели по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, которая обозначена президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, в числе национальных целей и должна быть реализована к 2030 году.
Спасибо!