Станислав Наумов предложил уточнить приоритеты в работе каждой фракции Госдумы

Пленарное заседание 15.10.2024

Выступление  заместителя руководителя фракции ЛДПР, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, депутата от ЛДПР С.А. Наумова с политическим заявлением по актуальным вопросам 

 

Уважаемые коллеги!

Лично меня очень раздражает, когда я открываю тот или иной телеграм-канал и читаю сообщения, которые начинаются "В Госдуме предлагают, в Госдуме собираются…". При этом речь идёт всего лишь о том, что кто-то из нас с вами, в том числе и я ответили на вопросы журналистов. И дальше возникает абсолютно ненужная какая-то, на ровном месте общественная дискуссия, что, безусловно, отвлекает, в том числе и нас с вами, от содержательной законотворческой работы.

Поэтому я, пользуясь тем, что здесь сидят представители всех фракций, предложил бы, чтобы наши с вами пресс-службы поработали со СМИ. Каждый имеет право высказывать свою позицию, но это позиция депутата. И только пройдя через комитет, пройдя через фракцию она попадает сюда, в зал Пленарных заседаний, и к ней, тем или иным образом уже как к возможной инициативе, мы все относимся.

Хочу обратить ваше внимание, что сегодня первую половину нашего рабочего дня мы будем действительно принимать очень серьёзные и важные законопроекты и это результат, в том числе, той последовательной работы, благодаря которой мы с вами в весеннюю сессию стали лидерами – мы впервые как-то обошли, может быть, коллег из исполнительной власти в авторстве законопроектов. Это очень важная тенденция. Я свое выступление хочу посвятить как раз анализу баланса законотворческого  взаимодействия между законодательной и исполнительной властью.

Безусловно, поправки, принятые в Конституцию, усилили наши с вами полномочия, в мае мы в этом убедились – здесь, на этой трибуне стояли будущие члены кабмина, и внимательно реагировали на все наши пожелания. Хорошо, что сейчас мы входим в процедуру обсуждения бюджета – есть ещё одна возможность для того, чтобы донести до исполнительной власти наши с вами инициативы.

Однако, вторая половина сегодняшнего рабочего дня будет посвящена отклонению тех поправок, которые разработали депутаты Госдумы. Без относительной фракционной принадлежности и к обсуждению на комитете. По какой причине – по той причине, что нет положительного отзыва правительства.

Мне кажется, что есть определенный резерв в повышении КПД и исполнительной власти, и законодательной, если обсудить в ходе ближайших каких-то совещаний следующие изменения, которые помогут нам повысить скорость нашей работы и меньше времени тратить на отклонения в разработанных нами законопроектах.

Во-первых, я бы предложил, чтобы мы ещё раз уточнили приоритеты в работе каждой фракции, взяли за основу поручения, которые президент дал в связи с Посланием Федеральному Собранию. Часть таких инициатив и нами, и правительством уже была принята в весеннюю сессию. Наверное, в осеннюю сессию лучше сконцентрироваться на совместном обсуждении того, что является приоритетами в послании именно нам, Федеральному Собранию.

И меньше, соответственно, тратить свои собственные усилия на разработку каких-то отдельных частных инициатив, которые все равно не решают тех системных стратегических вопросов, обозначенных в Указе «О целях национального развития».

Что можно предложить. Я бы предложил больше делать межфракционных инициатив. Создать такой порядок, что если инициатива выдвинута двумя фракциями – не важно какими – к ней нужно относиться уже как к системной инициативе, и не просто её отклонять на каком-то основании, а как минимум проводить аналог парламентских слушаний по отдельным значимым системным вопросам.

Наши органы исполнительной власти работают в узковедомственном подходе. А мы, как депутаты Госдумы, в любом комитете всегда видим проблему как минимум с двух сторон, потому что наши избиратели нам показывают не только то, что все хорошо, что все замечательно и то, что требует некоего отчета исполнительной власти перед президентом, но и те проблемы, которые сопровождают реализацию уже принятых законов.

Лично мне не нравится, когда получают отзыв от правительства о том, что все урегулировано, все хорошо. Уважаемые представители правительства, может быть договоримся, внесем в регламент, что если все хорошо – давайте тогда оценку фактического воздействия проводить. Потому что очень странно, почему нам на приемах граждане говорят о том, что есть проблемы, а мы получаем позицию исполнительной власти о том, что никаких проблем нет.

Мне кажется, что процедура оценки фактического воздействия должна перестать быть такой процедурой, когда только одно ведомство отбирает предложения. Это не вопрос ведомства – это вопрос парламента, оценка фактического воздействия должна проводиться парламентом.

Тоже самое касается очень интересной платформы Российской общественной инициативы, которая сегодня, на мой взгляд, не работает. Я свое время принимал участие в её запуске. Речь идет о том, что если граждане в течение года собирают 100 тысяч подписей за ту или иную инициативу, то правительственная комиссия обязана её рассмотреть.

Я предлагаю поменять этот порядок – сократить срок до 2 или 3 месяцев, достаточно собрать 10 тысяч подписей. Но тогда рассматривать должны мы с вами. Если мы с вами рассмотрим предложения с российской общественной инициативы, то правительство не может просто так взять и отклонить разработанный нами законопроект.

Что ещё предлагается сделать в рамках усиления полномочий и эффективности именно законодательной власти. Наверное, пришло время включить представителей всех фракций в состав обновленных правительственных комиссий. Когда мы голосовали за этих министров, мы приняли на себя ответственность за их работу – эта ответственность не может регулироваться только раз в год во время отчёта правительства. Мы должны принимать участие и видеть. Пусть право совещательного голоса. Как идет реализация на уровне правительственных комиссий, тех межведомственных проблем, в которых мы вынуждены разрабатывать новые законопроекты.

Я бы предложил закрепить за каждым национальным проектом, которые сейчас правительство должно доработать и к концу года обсудить, внести такую поправку, что у каждого нацпроекта есть куратор из числа профильного комитета Госдумы. Тогда это будет настоящий парламентский  контроль, а не просто красивая презентация, которую мы видим.

То же самое касается стратегических сессий. Мы сейчас рассматривали несколько госпрограмм в преддверии принятия бюджета на комитетах, и мне резануло слух то, что ряд министров говорит о том, что «ну, мы на стратегической сессии со всеми всё обсудили». Коллеги, почему тогда нас нет на стратегических сессиях в этом бункере – мы там точно также должны быть, точно также должны участвовать в разработке, поскольку именно парламент представляет народ. И стратегическая функция это не прерогатива отдельного ведомства – это прерогатива Федерального Собрания. Нужно вносить изменения в закон «О стратегическом планировании», предусматривая, что каждая отраслевая стратегия должна сначала пройти обсуждение на профильном комитете Госдумы.

И напоследок. Мы с вами в рамках антикризисной программы «Мир» 2021-2022 годов, очень многие полномочия, которые раньше были закреплены за парламентов, передали правительству. Это, наверное, разумно, поскольку время – деньги. В том числе деньги бюджета. Конечно же, нормально сложилась практика, и это хорошо, когда мы видим, что происходит оперативная корректировка тех или иных ставок.

Но давайте все-таки сделаем так, что если соответствующие полномочия переданы правительству, то председатель профильного комитета привлекается к согласованию соответствующего проекта постановления, или распоряжения правительства. Это будет по-честному, это никак не лишает исполнительную власть её полномочий, но если мы им передали эти полномочия, то давайте ежеквартально запрашивать у правительства отчет о том, как эти полномочия реализуются. И председатели комитетов могли бы их доводить до нашего сведения.

И в заключение хочу обратить внимание, что эффективность нашей работы будет выше, если правительство не будет просто отклонять те или иные законопроекты, оно может точно также, как мы, во втором чтении правительственным законопроектом вносим свои поправки, давать нам свои поправки. Очевидно, что при наличии во фракции правительственного большинства любая точка зрения правительства будет обязательно учтена.

Но мы сэкономим огромное время, в том числе сегодняшнюю половину дня для того, чтобы сосредоточиться. На чем – на дерегулировании. Сегодня ведомства боятся заниматься тем, что называется устранением межведомственного дублирования. Очень многое в деятельности наших предприятий, компаний связано с избыточным регулированием. Там, где необходимо в рамках цифровизации оставить только одну форму контроля, предприятия и компании вынуждены отчитываться по массе показателей.

Я посчитал, что сэкономленные силы и резервы, в том числе наши, депутатские, работы во фракциях можно было бы посвятить тому, чтобы в целом сделать деловой климат в нашей стране более дружелюбным для нормального экономического развития.

@smilemakc © 2020