День учителя в России и других странах мира отмечается ежегодно 5 октября. Лев Толстой отмечал, что хороший учитель – это тот, кто объединяет в себе любовь к своему делу и любовь к своим ученикам. Слова эти сегодня могут показаться несколько выспренними, но они отражают суть профессии учителя. Одно дело – работа с числами в бухгалтерии или по управлению роботами, и совсем другое – работать с детьми, подростками, давать им знания, и своим отношением, своим примером воспитывать, прививать лучшие человеческие качества.
Неслучайно говорят, что учитель, педагог – это призвание, не просто работа с выполнением определенных функциональных обязанностей, а особые душевные, альтруистические способности по формированию правильных человеческих ценностей у подрастающего поколения. Это также требует немалого нервного напряжения, особенно с детьми, которым родители не привили чувство уважения к старшим, к учителям. Программу для компьютера можно переписать, создать заново, а вот та программа, те правила, гуманистические нормы, которые закладываются учителями в школе, остаются у детей и подростков на всю жизнь.
Но можно ведь заложить и другие правила поведения, другое отношение к соседним странам, нациям, привить чувство превосходства по отношению к другим народам, возвеличивать себя и свою страну, в итоге получить немецкий фашизм, украинский национализм, американское высокомерие, которые ведут к конфликтам, противостояниям и войнам. Именно учителя формируют мировоззрение и будущих управленцев, и будущих политиков, их отношение к своей стране и другим государствам.
Готовить инженеров, специалистов по информационным технологиям, по всем приоритетным отраслям важно и нужно, но готовить настоящих, преданных своему делу педагогов, учителей еще важнее для будущего страны. Сегодня в эпоху применения рыночных отношений в социальной сфере оценки положения дел в образовании стали материальными, без учета нравственных, морально-этических и духовных составляющих. Договорились даже до того, что учителя, преподаватели оказывают «услуги» по образованию, похоже, как и коммунально-бытовые услуги. Немало и тех цифровизаторов, которые ратуют за расширение дистанционного образования. Это просто дешевле.
Бизнес-подход к образованию чреват опасностями для будущего страны, кем вырастут молодые люди без живых, человеческих контактов с наставниками, учителями? Кто знает ответ? Но вполне очевидно, что в общество будет нарастать отчужденность людей друг от друга, неприятие других взглядов, альтернативных подходов, что ведет к социальной нестабильности, противостоянию отдельных социальных групп.
Посмотрите на предвыборную борьбу в США: покушение на кандидата в президенты, стремление унизить, опорочить оппонента и чуть-ли не гражданское противостояние сторонников одной партии по отношению к другой. Уже в школе прививается миф о исключительности американцев, о ведущей роли США в мире, а другие страны должны подчиняться и в отношении экономики, и в отношении политики. И чтобы это доказывать в ход идут военные, санкционные и террористические действия. В школе закладываются законы поведения на всю жизнь.
Поэтому следует не только рассуждать и говорить красивые слова о роли учителя в обществе, о повышение престижа этой профессии, но и принимать больше конкретных решений по реализации этих пожеланий и призывов в жизнь. Сегодня это осуществляется, но оплата труда учителей в регионах остается еще невысокой, жилищные условия многих учителей оставляют желать лучшего. Зарплата учителя в любом регионе страны сегодня 201не менее 2,5 минимальных размеров оплаты труда. Было бы правильно, чтобы оплата труда учителя была не менее, чем в два раза выше средней оплаты труда в регионе. Для молодых учителей введены льготы по оплате жилья, предоставляется льготная ипотека, однако цены на жилье быстро растут во всех регионах страны.
Дети – это будущее страны. Если они хорошо образованы, воспитаны, значит, и страна будет нормально развиваться. И наоборот. Простая истина, но не все ее понимают. А надо бы уже давно существенно улучшить материальное положение учителей, особенно в регионах, повысить престиж этой нелегкой профессии, которая требует многих знаний, терпения, любви к детям. Хороший проект-определять лучших учителей года, но нужны и книги, и статьи, сайты в интернете об учителях, современных педагогических практиках. Престиж определяется и материальной, и духовной компонентой.
Важно, что введены единые федеральные общеобразовательные программы, по которым изучаются школьные предметы. В течение многих лет школы разрабатывали эти программы самостоятельно, ориентируясь, правда, на рекомендованные примерные программы. Единое образовательное пространство – это, в конце концов, и единство страны. Чересполосица мнений, особенно, по истории, делает восприятие нашей страны, особенно, для молодых людей часто искаженным и, прямо скажем, вредным для понимания их гражданской ответственности.
Упор всё делался на правах и свободах, а вот об ответственности перед своей страной, особенно, в период испытаний, почти не говорили. В результате немало молодых людей после начала СВО уехали из страны. Так называемая вариативность школьных программ часто приводила к сумбуру в голове учеников. Ликвидация разных программ в школах различных регионов также облегчает школьникам переход из одной школы в другую при переезде родителей. Надо четко понять, что каждое государство ставит своей задачей сохранение исторических традиций и культурного наследия, но вот как это может обеспечить «вариативность», не ясно. Ясно это тем, у кого есть тайные или явные мысли о разобщении граждан нашей страны. Учителям при этом также стало проще обучать детей, если они будут переезжать в другие регионы.
Принятые образовательные стандарты ограничивают число документов, которые готовятся либо самими учителями, либо с их участием. Теперь это рабочие программы по соответствующим предметам, журнал учета успеваемости, журнал группы продленного дня и материалы личного дела ученика. Все остальное уже не надо готовить. Бумажная нагрузка на учителей должна снизиться вдвое, так говорят в Министерстве просвещения, но депутатам целесообразно было бы проверить, действительно ли это произошло. Почему надо проверить? Потому что на эту проблему не раз обращали внимание даже в Министерстве просвещения. Рекомендации по снижению бумажной нагрузки на учителей там готовили, начиная с 2016 года, рассылали их по школам, департаментам образования в каждом регионе, но это не срабатывало. Создается впечатление, что армия чиновников для того и существует, чтобы готовить новые методички и изобретать новые отчеты. Сегодня, надеемся, этому приходит конец.
Много выпускников педагогических вузов и факультетов не идут в школу, ищут работу по другим специальностям. Приёмные баллы там часто ниже и приходят сюда не по призванию, а те, кто не прошёл в другие вузы. Это к вопросу о престиже. Так что, многие проблемы учителей и в целом школьного образования еще далеки от решения. Поэтому при рассмотрении федерального бюджета и региональных бюджетов надо уделять больше внимания развитию системы школьного образования. Школа, учителя – это инвестиции в будущее страны. Каким будет это будущее зависит сегодня от всех нас- и от депутатов, и от управленцев в системе образования, и от родителей. Ответственность перед будущим следует понимать в настоящем.
М.Н. Сидоров