Депутаты фракции ЛДПР, как и все депутаты Госдумы приступают к изучению и обсуждению проекта бюджета на ближайшие три года. Приоритеты бюджета уже обозначены Президентом – полная реализация социальной политики государства, выполнение всех принятых социальных обязательств, победа в СВО, укрепление обороноспособности и обеспечение безопасности страны, масштабное и диверсифицированное развитие экономики, расширение взаимовыгодных связей со всеми дружественными странами. Предполагается полное и качественное выполнение государственных программ и национальных проектов, своевременное их финансирование, подготовка профессиональных кадров – инженеров, специалистов по информационным технологиям, микроэлектронике, а также для всех приоритетных отраслей экономики.
Текущий, 2024 год, показывает хорошие экономические результаты. Это позволяет рассчитывать, что многие негативные факторы, связанные с санкциями, необходимостью установления новых логистических маршрутов, уже преодолены и можно с определенным оптимизмом смотреть в будущее. За истекшие месяцы текущего года валовой продукт страны вырос на 4,4 процента, обрабатывающая промышленность – на 8,6 процента, объем инвестиций в основной капитал – на 11 процентов. Уровень безработицы находится на низком уровне – 2,4 процента – по сравнению с недавними 5-6 процентами. Но все же это около 2 миллионов незанятых или ищущих длительное время работу. В некоторых регионах и в немалом числе сельских поселений безработица еще составляет 5-10 процентов. Но тенденция с занятостью очевидна – экономика растет и число вакансий нередко превышает предложение, возрастает и заработная плата.
Правда Центробанк продолжает пугать «перегревом» экономики, обещает вновь поднять ключевую ставку, говорит о том, что к концу 2025 года может быть исчерпана ликвидная часть Фонда национального благосостояния. Ждет делегацию из Международного валютного фонда, который кроме как «сжатия» денежной массы, повышения налогов и тотальной приватизации мало, что может посоветовать. Все это он рекомендовал в 1990-е годы, что привело к падению производства в два раза за пять лет. Почему- то МВФ не рекомендует США более чем двукратное превышение ключевой ставки ФРС по отношению к инфляции, как это сделано у нас.
Проект бюджета целесообразно рассматривать вместе с финансово-кредитными показателями Центробанка на 2025-2027 годы. Вопрос здесь простой – каким образом Центробанк поддерживает экономический рост страны, какова доля кредитов в производственную сферу в активах банков, как обеспечиваются необходимые оборотные средства предприятий, особенно в обрабатывающей промышленности, как избежать очередной девальвации рубля, каким образом быстрее уходить из «долларовой ловушки» во внешней торговле. То есть неотъемлемой частью бюджета должны быть основные показатели финансово-кредитной политики. Не просто как некий фон по отношению к бюджетным показателям, а как те нормативы, которые необходимо выдерживать для быстрого и эффективного развития экономики.
Иначе, как это нередко происходит, из-за «внезапных» действий Центробанка по резкому изменению ключевой ставки, курса рубля, нормативов резервирования для банков, приходится пересчитывать многие показатели бюджета в процессе его исполнения. Так, сегодня вследствие роста ключевой ставки сокращаются масштабы льготной ипотеки, льготных кредитов для фермеров, возрастает нагрузка на бюджет по исполнению долговых обязательств.
Не должно быть такого в управлении экономикой, как сложной системы, когда действует второй, «независимый» от Правительства центр принятия решений – Центробанк. По- прежнему, выполняем условия независимости банковской системы от основного центра принятия экономических решений – Правительства. Очевидно, пора напрямую подчинить Центробанк Правительству, а глава Центробанка должна стать заместителем Председателя Правительства. Вот тогда в стране будет единый центр управления экономикой.
Разговоры о том, что в этом случае Правительство будет чрезмерно «накачивать» деньгами предприятия и брать большие кредиты под инвестиционные проекты, что приведет к инфляции и увеличению незавершенного строительства, они просто беспочвенны. Инфляция и так уже многие годы сопровождает нашу экономику, а объемы незавершенного строительства велики и не очень сокращаются.
Хозяйство страны – это такое же хозяйство, но только большое, как хозяйство любой компании. И если там финансовый директор будет в своих действиях независим от генерального директора, то такая компания не будет успешно развиваться. Если бы Центробанк действовал в русле единой экономической политики по расширению инвестиций в основной капитал, обеспечению стабильного курса рубля и приемлемым ставкам по кредитам, то темпы роста нашей экономики были бы значительно выше, а значит быстрее бы возрастали доходы населения.
Целесообразно бюджетному законодательству подключиться к борьбе с инфляцией, которую с малым успехом ведет Центробанк. Уже более десяти лет обещает ежегодные четыре процента, но не получается, особенно, по продовольственным товарам. При рассмотрении проекта бюджета следовало бы предусмотреть «потолки» цен на основные продовольственные товары. Поменьше станет перекупщиков, а производители станут лучше управлять издержками производства. По поводу «исчезновения» товаров полезно обратиться к опыту Японии, где парламент при обсуждении бюджета дает рекомендации по уровню цен на основные структурообразующие товары, включая основные виды продовольствия и ряд промышленных товаров.
Стабильно работает налоговая система страны. Наибольший вклад в общий сбор налогов имеют налоги за пользование природными ресурсами. Основной здесь – налог на добычу полезных ископаемых. Он дает до половины всех поступлений в федеральный бюджет. Однако этот высокий налог сделал нефтепереработку практически убыточной, нефтеперерабатывающие компании теперь получают дотации из бюджета, чтобы сдержать рост цен на бензин, дизельное топливо. Целесообразнее было бы оперировать экспортными пошлинами, как это делалось ранее.
Повышение налога на прибыль с 20 до 25 процентов и новая, более высокая шкала подоходного налога, вводимые с 01.01.2025 года, должны значительно повысить доходы региональных бюджетов. Но здесь есть и обратная сторона – повышение налога на прибыль обычно оказывает влияние на снижение темпов экономического роста и повышение цен, так как производители и торговые организации постараются переложить возросшее налоговое бремя на потребителей. Но в целом следует признать, что экономическая система страны остается стабильной, бюджеты исполняются, инвестиции растут и это дает основание считать, что в ближайшие годы экономический рост будет продолжаться.
М.Н. Сидоров