Экономический рост для повышения уровня жизни. Аналитика ЛДПР

Каждая компания, предприятие, будь то малое, среднее или крупное, стремится к увеличению производства, росту объемов продаж. Тогда из возросшей выручки можно больше направлять средств на увеличение оплаты труда, на инвестиции, покупку новых активов. В масштабах сраны аналогично – чем выше общий объем производства товаров и услуг в стране, тем больше объем потребления и накопления, тем быстрее растут доходы населения, пенсии, тем больше средств можно направить на строительство жилья, больниц, школ, дорог, мостов, защитных дамб и т.д.

Для России экономический рост особенно важен, так как по объёму валового внутреннего продукта на душу населения она занимает 50-е место в мире. Сам по себе объем ВВП велик – это 4-е место в мире (с учётом корректировки на уровни внутренних цен в странах), но вот на душу населения, как видим, все гораздо скромнее.

Слабый рост экономики – это недостаток средств и для инвестиций, и для роста доходов населения. Для стран с недостатков природных ресурсов экономический рост связан с увеличением экспорта, захватом внешних рынков. Отсюда – многовековая колониальная политика многих западных стран. Для тех стран, у которых достаточно своих ресурсов нефти, газа, руды черных и цветных металлов, леса, воды упор надо делать на развитие внутреннего производства, а не на экспорт. Бедные ресурсами страны обменивают экспортируемую готовую продукцию на нужное им сырье и топливно-энергетические ресурсы.

Богатые ресурсами страны, когда обменивают их на готовую продукцию других стран, поступают нерационально, так как природные ресурсы не возобновляются, они исчерпаемы, а готовую продукцию, машины, оборудование, одежду надо делать у себя. Тогда и определяется экономический суверенитет страны, то есть малая зависимость от поставок из других стран, тогда и не надо делать очень крупных вложений для добывающих отраслей, а развивать отрасли, обрабатывающие с высокой добавленной стоимостью, то есть с высокими зарплатами и прибылью.

Колониальные страны раньше действовали через прямые захваты стран, богатых ресурсами. Теперь действуют через контролируемые ими международные институты — Международный валютный фонд, Мировой банк, призывая развивающиеся страны в «свободный» мировой финансовый рынок и тем самым ограничивают их развитие с помощью кредитов, и последующей закредитованности, а также путем рекомендаций по установлению высоких процентных ставок по кредитам. Им выгодно оставлять страны с богатыми природными ресурсами на невысоком уровне развития. Такого рода политика продолжается до сих пор. Россия практически избавилась от внешних кредитов, но вот высокая процентная ставка, по сути, ограничивает экономический рост в стране.

Если проследить динамику валового внутреннего продукта (ВВП, напомню, это сумма товаров и услуг, произведённых в стране за год) за длительное время, то можно выделить три периода – 1990-е годы – падение ВВП почти наполовину за это десятилетие. Оттуда и пришла волна низкой рождаемости в настоящее время. 2000-е годы – динамичный рост ВВП с темпом 6-7 процентов в год. 2010-е годы – слабый рост экономики со средним темпом 2,5 процента в год. В последние годы – экономика растет на уровне 3-4 процентов, за исключением снижения ВВП с 2022 году на 1,2 процента. Хотя все «доброжелатели» предрекали 10 и более процентов снижения. Экономика выдерживает санкционное давление и развивается.

Запасы золота в резервах страны составляют сегодня почти 2,5 тысячи тонн, по сравнению с началом 1990-х годов они выросли в десять раз. Могли быть еще больше, если бы Центробанк в отдельные годы не занимался продажей золота – этого самого надежного и ликвидного актива. Остаются высокими объемы Фонда национального благосостояния (ФНБ) 12,7 триллиона рублей, но ликвидные активы здесь 5 триллионов рублей. Внешний долг страны не превышает 20 процентов от ВВП – один из самых низких показателей в мире. К чему приводим эти цифры? Просто надо сказать всем скептикам, которые уже десятилетия и даже столетия предрекают крах российской экономики, она даже в это непростое время продолжает укрепляться и развиваться.

Данные за первое полугодие 2024 года показывают рост промышленного производства более, чем на 4 процента. Но надо заметить, что динамика по месяцам замедляется, начинает сказываться влияние высокой ключевой ставки на доступность кредитов, необходимых для развития. Плюс к этому задержка нужных импортных деталей и комплектующих из-за так называемых вторичных санкций США и Евросоюза по отношению к дружественным для России странам и их банковским системам.

Все дружественные страны, Китай, Индия, Казахстан и другие осуществляют экспортно-импортные операции с США и европейскими странами. По объему, например, для Китая они более чем в три раза выше, по сравнению с товарооборотом с Россией. Быстрее надо развивать систему независимых от США расчетов в рамках БРИКС и ШОС.

Положительным явлением в последнее время служит более быстрый рост обрабатывающего производства, за последние полгода – на 8 процентов. 

Переориентация экспорта наших ресурсов в дружественные страны идет и выручки пока достаточно для формирования бюджета. Но главная задача — сегодня — это увеличение темпов экономического роста с опережающим развитием обрабатывающих и высокотехнологичных производств, не забывая также о расширении производства «простых вещей» (одежда, обувь, предметы домашнего обихода и т.д.). Тогда станет быстро расширяться внутренний рынок, увеличится сеть производственных малых и средних компаний, повысится спрос населения. Производство станет работать на спрос. А растущий спрос толкать производство. Пора завершать с импортом тех вещей, которые сами должны делать. Менять нефть на гвозди и кастрюли — это не экономическая политика.

Сегодня предпринимаются активные меры для того, чтобы в больших масштабах производить свои самолёты, морские и речные суда, иметь развитую электронную промышленность, современные информационные технологии, свои семена сельскохозяйственных культур, свои племенные стада высокопродуктивных видов коров, птиц и т.д. Принято много федеральных и региональных программ по развитию промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства. Выделяются крупные финансовые ресурсы для выполнения принятых программ.

Но еще более важно обеспечить выполнение этих программ, чтобы не было как в прошлые годы, когда тоже принималось большое количество программ, но выполнялись они на 60-70 процентов, часто и менее. Здесь важная роль принадлежит Минэкономразвития, как в части координации этих программ, и в их сбалансированности, так и по своевременной увязке программ с доходами бюджета. Не надо, как в прошлые годы, ежегодно корректировать программы под те доходы, которые имеет бюджет. Минэкономразвития и Минфину надо сосредотачиваться не столько на дискуссиях по поводу расходных статей бюджета, сколько на том, как повысить доходы бюджета, как найти дополнительные резервы, как применять научные достижения, новые технологии в развитии всех секторов экономики.

Антимонопольная служба который год увещевает владельцев крупных торговых сетей умерить свои финансовые аппетиты и снизить торговые наценки, которые могут достигать 30 и более процентов. Похожие истории по бензину, авиационному керосину, строительству дорог, спортивных объектов, аэродромов и т.д. Чаще всего собственники отделываются небольшими штрафами.

Как решить эти проблемы? Несложно, достаточно государству в лице соответствующих министерств и ведомств иметь блокирующие пакеты (25 процентов) акций в крупных компаниях, чтобы экономическое поведение этих компаний соответствовало интересам потребителей, а не алчности владельцев и «кормящихся» вокруг их. Далее, чтобы чиновники не путали государственные интересы с личным обогащением необходимо в каждой крупной компании иметь свой профсоюз наемных работников, представители которых входили бы в совет директоров.  Работники имеют высокую зарплату, в компаниях соблюдается баланс интересов собственников и наемных работников. Такой баланс распространяется и на всю экономику, обеспечивая социальную стабильность в обществе. Она сегодня как никогда необходима.

Экономическая политика сегодня должна быть более целенаправленной на экономический рост и жёсткой, чёткой ответственностью тех, кто её реализует.

 

М.Н. Сидоров

@smilemakc © 2020