Выступление Б.А.Чернышова по итогам доклада Министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова

Правительственный час 30.07.024

Б.А. Чернышов: 

Сфера образования - это разговор про то, что ждет завтра нас. 

Если обращаться к завтра с точки зрения постоянных проблем, то будущее кажется мрачноватым. 

Безусловно, мне очень нравится подход, и фракция ЛДПР, безусловно, поддерживает то направление деятельности, которое проводит Министерство науки и высшего образования, вся команда Валерия Николаевича Фалькова, это не только заместители министра и руководители департаментов, это прежде всего большой педагогический состав тех, кто работает каждый день, выходит в университеты, людям которым не сладко каждый день сталкиваться с большим массивом сложностей, трудностей. И они смотрят с большим оптимизмом в завтрашний день.

Обозначу два ключевых момента.

Первое. Государство не должно быть дойной коровой, которая должна только давать. 

Университеты должны по-другому немножко относиться к помощи бюджета, привлекая и финансирование со стороны частных инвесторов. 

И открывать новые решения, которые будут полезны регионам, потому что университеты это не только наука, образование, воспитание, молодежная политика, это еще и разговор про будущее непосредственно тех территорий, на которых они расположены. 

То что сегодня учитывается  в послании президента, который дал парламенту цели увеличить вклад в софинансирование, то есть развивать частные инициативы, при сохранении все тех же обязательств. Это правильно. 

Также и важно, что сегодня вузы должны привлекать и негосударственные возможности для улучшения жизни студентов, для увеличения стипендий. 

Например, российский биотехнологический университет, где в партнерстве с компанией «Вкусно и точка» мы выдаем более сотни стипендий повышенных вместе с индустриальным партнером. 

Это правильно. 

И привлечение таких партнеров, это как раз разговор о том, как предприниматель, конкретный работодатель заинтересован в будущих кадрах, а через несколько лет даст рабочие места, и ребята пойдут работать. 

Без этого никуда. 

Безусловно, когда мы говорим про науку и образование, мы обращаем внимание от фракции на тему наукоградов. 

Большое количество наукоградов, 13 городов сегодня имеют статус наукограда. 

8 из них располагаются в Московской области. 

При этом существует около 70 территорий с высоким потенциалом именно в науке и технологиях. Нам нужен другой подход, и страна нуждается в отдельной программе по этому направлению. 

Говоря про воспитание, безусловно, государство должно создавать систему непрерывного образования, где от детского сада к аспирантуре ребенок реализует свои возможности. 

Взрослея, он получает совершенно иной подход для того, чтобы реализовать себя. Это было бы правильно, и это поддерживается нами. 

Здесь нельзя отрывать и разграничивать полномочия между ведомствами, министерствами, исходя из отраслевого принципа. Мы все делаем одно общее дело.

Именно поэтому мы поддерживаем подход, когда, что называется, совместно находим решение. 

Студенческая мобильность тоже для нас является темой крайне важной. 

Мы говорили на встрече с министром в стенах зала фракции о том, что, безусловно, первый и второй курс, там должны быть общие программы, при этом остается вариативность, путем которой может пойти тот или иной студент, чтобы определить свое будущее через подход в выборе той или иной профессии, специальности. И было бы правильно дать такую возможность. 

В России появляются кампусы мирового уровня, архитектурно-образовательные, если позволите так выразиться, конфетки, где обучающимся интересно попробовать себя найти себя в конкретной специальности с конкретными педагогическими работникам, поэтому мы поддерживаем программы "Передовые инженерные школы" и "Приоритет 2030". 

Годами совершенно иной подход транслировался, когда в результате тех или иных программ поддержки сильные университеты становились сильнее, а слабые слабели. 

Отток специалистов и студентов из университетов региональных, мы это все видели. 

И когда мы говорим, что действительно есть проблемы и в снабжении медицинскими кадрами, и в педагогической плоскости, все это было именно потому, что мы ослабляли университеты в регионах и усиливали в центре.

Изменив подход, мы действительно видим совершенно иные варианты, иные подходы. 

Такие передовые школы, как в Уфе, ну, замечательно. Человек может оставаться у себя дома и реализовать себя как настоящего специалиста. 

Конечно же, когда мы говорим и про международное сотрудничество, мы не должны забывать о том, что инициативы сегодня должны исходить в том числе и от парламента. 

Владимир Сипягин, член Комитета по науке и высшему образованию, достаточно серьезно вникает в эту тему. 

И те прорывные предложения по рейтингу БРИКС, по наукометричной системе именно для стран БРИКС, сегодня являются для нас очень важными. 

Наших ученых не пускают в западные журналы научные. 

Ключ к таким публикациям один – критикуй Россию. Мы с этим в корне не согласны. 

Именно поэтому мы должны основываться на взаимоотношениях между нашими партнерами, с теми странами, которые открывают для себя возможности России и хотят также вместе с российскими учеными приходить к новым открытиям. 

Мы считаем что такие совместные программы на площадке БРИКС должны быть обязательно реализованы. Мы их поддерживаем. 

Ну и опять же частная инициатива. Здесь мы не должны говорить, что есть государственные университеты, есть частные университеты. 

Мне очень нравятся те прорывные идеи в международном сотрудничестве у частного сектора. 

Ряд университетов, такие как Синергия и другие, открывают для себя иностранные возможности, открывают границы чтобы российское образование было услышано. Но и активно здесь работают и ВШЭ и Бауманка и другие университеты. 

И, безусловно, когда мы говорим про возможности, мы говорим про то, что ребята из всех регионов должны получать для себя ключ вперед, бюджетные места. 

И нам очень нравится подход, при котором увеличивается количество обеспеченных государством мест для обучения. Мы не можем его игнорировать и абсолютно здесь поддерживаем подобную политику. 

Поэтому, ориентируясь на будущие специальности, такие как биотехнология, современная медицина, новые технологии, исследования в области искусственного интеллекта, обеспечивая реализацию этих потребностей в стенах российских университетов, мы можем как государство идти дальше. 

И я уверен, что в сегодняшнем докладе и в тех перспективных планах у министерства есть ответы на эти ключевые вопросы. 

Именно поэтому фракция ЛДПР поддерживает данный подход. Большое спасибо.

@smilemakc © 2020