Дифференцированные тарифы на электричество оказались бесполезными в большинстве регионов

По материалам: Парламентская газета, 29.05.2024

Депутаты раскритиковали дифференцированные тарифы на электроэнергию. На заседании Комитета Госдумы по энергетике 29 мая парламентарии заявили, что введение системы разделения тарифов не только не помогло жителям регионов экономить, но и, напротив, создало благодатную почву для воровства электроэнергии и нечестной конкуренции в бизнесе. Причина — действия местных властей, которые либо не воспользовались новым механизмом расчетов в принципе, либо сделали его бесполезным, установив неадекватные диапазоны потребления.

В 2021 году в основы ценообразования в России внесли такое понятие, как «дифференциация тарифа» — установление стоимости электроэнергии в зависимости от объемов потребления. Рассчитывать тариф предполагалось по диапазонам потребления: чем больше потребляют, тем дороже киловатт.

Однако подход себя не оправдал. Как сообщил начальник управления регулирования электроэнергетики ФАС Дмитрий Васильев, из-за отсутствия единых правил определения параметров диапазонов регионы новым инструментом почти не пользовались. В большинстве субъектов порог даже первого диапазона установили на уровне существенно выше среднестатистического энергопотребления, фактически сделав дифференцированный тариф бесполезным.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике, депутат Госдумы от ЛДПР  Валерий Селезнев отметил, что поскольку вводить дифференцированный тариф сегодня не обязанность регионов и единственное условие — чтобы не превышали лимит по перекрестному финансированию, то у губернаторов попросту нет никакой мотивации его использовать. «У меня был разговор с губернатором одной из областей, который меня напрямую спросил: «А зачем мне это надо? Зачем мне идти против своего же населения и вводить какие-то там новые методики подсчета тарифов?» — рассказал депутат. — И ведь это на самом деле так. Население потихонечку майнит, радуется. В регионе создается дефицит электроэнергии, который дает генерирующим компаниям возможность поднимать вопрос о его ликвидации за счет повышения капитальных расходов. Все довольны».

Валерий Селезнев подчеркнул, что единственный способ эту проблему решить — сделать дифференцированный тариф не возможным, а обязательным.

В итоге участники обсуждения сошлись на том, что существующая законодательная база, связанная с установлением дифференцированных тарифов, требует доработки. Комитет Госдумы по энергетике совместно с ФАС, Минэнерго, Минстроем и региональными властями планирует проанализировать, как применяют этот механизм для населения и приравненным к нему потребителям, как это влияет на снижение перекрестного субсидирования и сокращение «серого» майнинга. В итоге должны появиться предложения о совершенствовании действующего законодательства.

@smilemakc © 2020