По материалам: Известия, 18.04.2024
В Госдуме предлагают заранее информировать абонентов о расторжении договоров.
Мобильных операторов хотят обязать заранее сообщать россиянам об изъятии телефонных номеров. С такой инициативой к главе Минцифры Максуту Шадаеву обратился вице-спикер Госдумы от ЛДПР Борис Чернышов. Сейчас SIM-карты блокируют и передают номера другим физлицам, если граждане в течение какого-то времени не пользовались услугами связи. Компании делают это без уведомления, в одностороннем порядке. Операторы свои действия объясняют условиями договора, который абоненты читают невнимательно.
Сотовых операторов предлагают обязать информировать граждан о расторжении с ними договоров по оказанию услуг связи и изъятию телефонных номеров, которые они передают другим абонентам. Об этом говорится в обращении вице-спикера Госдумы Бориса Чернышова к главе Минцифры Максуту Шадаеву.
«Согласно закону «О связи», договоры с неактивными абонентами, которые не выходили в сеть более шести месяцев, могут быть расторгнуты в одностороннем порядке без уведомления пользователя. При этом изъятый номер может вернуться в торговый оборот и попасть к злоумышленнику. Учитывая, что на черном рынке продается немало баз данных россиян, преступник может выяснить имя предыдущего владельца и получить доступ, например, к его банковским аккаунтам, аккаунтам в соцсетях, к государственным сервисам, в частности, «Госуслугам», — говорится в документе, с которым ознакомились «Известия».
В нем отмечается, что к депутату обратились граждане, которые столкнулись с такой проблемой, потеряв доступ к аккаунтам, завязанным на SIM-карты. Как подчеркивает депутат, это не единичный случай.
По его словам, ситуацию усугубляет и то, что с 1 сентября 2024 года в силу вступает постановление правительства «Об утверждении правил оказания услуг телефонной связи», которое позволит операторам прекращать обслуживание в одностороннем порядке с абонентами, которые не выходили в сеть 90 дней и более.
«При этом в постановлении не предусмотрено обязательство оператора уведомлять пользователя о предстоящем разрыве договора другими способами, например, через «Почту России» или иные номера телефона, связанные с абонентом», — говорится в письме.
Поэтому Борис Чернышов просит рассмотреть возможность внесения поправок. Как считает депутат, операторы обязаны запрашивать у самих клиентов данные для альтернативной связи на случай блокировки «симки».
— Отсутствие ясного механизма по уведомлению о предстоящем расторжении договора создает проблему для тех граждан, которые регистрировали на свой номер, например, такие сервисы как «Госуслуги», банковские электронные кабинеты или социальные сети, но перестали его активно использовать, — пояснил «Известиям» депутат.
Он подчеркнул, что если телефонный номер окажется у корыстного человека, то он может присвоить себе чужой аккаунт, шантажировать настоящего владельца или совершить от его имени противоправные действия. При этом Борис Чернышов также отметил, что у операторов никогда не было проблем с использованием альтернативных контактов граждан для рекламы собственных услуг. Они активно задействуют и соцсети, и электронную почту, подчеркнул депутат.
В Минцифры сказали «Известиям», что указанная инициатива в адрес министерства пока не поступала. Свою позицию ведомство готово сформировать после ознакомления с документом.
В «МегаФоне» отметили, что сроки прекращения действия договора с абонентом определены в оферте и в описании тарифного плана на сайте оператора — они составляют от 90 до 365 дней. При этом в компании не стали комментировать депутатскую инициативу.
Как сообщили в Tele2, перед заключением договора человек знакомится с условиями обслуживания, которыми предусмотрена возможность одностороннего расторжения. Таковым считается неиспользование услуг связи в течение 180 дней. Эта информация также размещается на официальном сайте оператора, пояснили в пресс-службе оператора.
Там отметили, что за 12 дней до даты прекращения обслуживания клиент получает SMS с напоминанием о прекращении обслуживания и необходимости отвязать номер от банковских и иных сервисов.
— Мы считаем инициативу избыточной, поскольку оператор уже сейчас информирует абонентов о прекращении действия договора, — добавили в компании.
Другие операторы на запросы «Известий» не ответили.