Культура – это надёжная скрепа страны, убеждены в ЛДПР

День работника культуры отмечается у нас в стране 25 марта. Для того, чтобы работники культуры чувствовали себя более защищенными, чтобы повышался престиж их профессии необходимо полнее финансировать учреждения культуры и повышать заработную плату работников культуры, сегодня она почти на треть ниже, чем в среднем по стране. В свете последних трагичных событий в «Крокус Сити Холле» следует также надёжнее организовать охрану культурных объектов. Заказчики и организаторы террористических актов подло бьют по душам людей. Им мало просто жертв, надо ещё ранить сознание, вывести из равновесия морально-этическое состояние российских граждан. Понятно, что их усилия тщетны, в годину испытаний граждане России только теснее объединяются.

Но и уроки надо извлекать из трагичных событий, духовно нравственные уроки. Наряду с экономическим и технологическим суверенитетом не менее важное значение имеет культурный суверенитет. Не замкнутость «в себе», а предпочтение своей российской культуре, своей музыке, своим книгам, своим фильмам и спектаклям. До недавнего времени, да и сегодня нередко, на телевидении, в кинематографе, в средствах массовой информации тиражируется культура, а также модели поведения и отношений между людьми, принятые в западном обществе: недоверие друг к другу, конкурентное завистливое мышление, стремление не стать лучшим в своём деле, в профессии, а непременно богатеть и богатеть любым способом, откуда и коррупция, и недостаток денег на культуру. Постепенно утрачивалась самобытность русской культуры, исторические обычаи и традиции. Все это надо учитывать при реализации культурной политике и национального проекта по культуре.

В этом проекте было поставлено более десяти задач, но многие описательно-призывающие. Предлагается, скажем, обеспечить художественные, хореографические, музыкальные школы инструментами и оборудованием.  Но в каком году эта проблема будет решена — неясно. Так же не сказано, будем сами делать эти инструменты в своей стране или опять   импортировать.

Напомню, что не так давно в стране производили 60 тысяч пианино, а сейчас несколько тысяч и не очень высокого качества. Вот пример из Украины, как без неё. В Чернигове выпускали рояли и фортепиано, сейчас эта фабрика производит гробы. Символично.

Мы до сих пор практически не производим электрогитары, синтезаторы, хотя потребность в них высока и немало рабочих мест можно было создать за счет увеличения выпуска музыкальных инструментов. Молодежь любит музыку, но она видит на каких инструментах все играют – и где тут Россия?  Патриотизм он реален. Если вокруг иностранные товары, то ценности каких стран культивируются?

Начинать надо с культурного воспитания детей. Возьмем игрушки. Опять у нас не столько «Аленушки», сколько куклы «Барби». Игрушки в основном иностранные. Детская одежда с иностранными этикетками. В какой стране я живу, спрашивает повзрослевший ребенок – в России, а почему и игрушки, и одежда иностранные? Вот вам культурное воспитание и любовь к Родине – с детства.

Строить надо больше фабрик по производству игрушек, детской одежды и обуви, чтобы они ощущали себя живущими в своей стране. Министерство культуры должно давать соответствующие заказы министерству промышленности и торговли. Нельзя пускать на самотек эти вопросы. На радио, на музыкальных конкурсах преобладают песни в основном англоязычные. Во всем должна быть мера – 80 процентов свое, 20 процента импорта. Если наоборот, то с таким мультикультурализмом будем терять свою идентичность, а это провозглашено как одно из направлений культурной политике в стране.

Книги становятся все дороже, так как цены на бумагу идут вверх. В интернете, на гаджетах все безлико. Художественный вкус, стремление к красоте воспитываются вместе с красиво оформленными книгами. Хорошие, красивые книги и сейчас издают, но они дороги и не всем доступны. Всю детскую литературу надо серьезно дотировать. Переиздание русских классиков надо также дотировать. Сейчас классика – это 15 процентов книжного рынка, остальное – новое, чаще всего это низко художественная литература и переводы второстепенных иностранных авторов. Вот и воспитывается молодое поколение на этих «стрелялках» и «догонялках». На самых видных местах в книжных магазинах до сих пор чаще всего лежат книги «заморских» авторов. А как у нас сегодня поддерживаются талантливые писатели, поэты, начинающие композиторы. В основном по «законам рынка»: продал-получил. Коммерческая культура — опасная вещь. Художественный уровень там чаще всего невысок.

Двадцатый век принес нашей стране не только две опустошительные войны, но и колоссальную потерю культурных ценностей. Как говорят эксперты, от национального культурного достояния России начала 20 века к его концу осталось около 10 процентов. За рубеж было вывезено почти 80 процентов наших уникальных русских икон.

Много закрыто провинциальных библиотек и музеев, включая краеведческие. Земля и муниципальная недвижимость − в распоряжении местных чиновников. Сегодня идёт реставрация многих местных музеев, где надо специальные уроки проводить, чтобы с детства знали и любили родные места. Любовь к малой родине переносится и на любовь к стране.

Это внутри страны, а вовне – опять вспомним Украину. Из простонародного наречия сделали государственный язык с добавками из польского, венгерского и оторвали от России. Сотням западных фондов, ассоциаций, общественных организаций, работающим на искоренение всяких следов русского влияния на Украине − на чуть не сплошь русскоговорящей Украине – противостояло – что с нашей стороны? Да почти ничего – ни фондов, ни некоммерческих организаций по защите русского языка и культуры. Нужны, пусть, нелицеприятные, выводы из случившегося.

Молдавия перешла с кириллицы на латиницу.  На очереди Казахстан. Что делать? На переговорах надо не только о товарообороте говорить, но и о культуре, реальной защите русской культуры в странах СНГ.

Надо в страны СНГ и в страны, где много русских, в массовом порядке − книги, словари, справочники, энциклопедии на русском языке. Мощные сайты в Интернете по пропаганде русской культуры, уроки русского языка в Интернете. Побеждает та политика, тот язык, та культура, которые активны и даже агрессивны. Деньги надо вкладывать не только в экономическое благоустройство, но и в культуру. Окупаемость дольше, но гораздо масштабнее и долговечнее.     

Шире надо финансировать создание фильмов об истории страны, о русских ученых, художниках, музыкантах, писателях, путешественниках. Патриотизм отсюда рождается, а не от призывов и не задевающих душу речей. Взять за правило каждый месяц хорошо рекламировать и выпускать на экраны такие фильмы. Если ориентироваться только на кассовые сборы, то подпишем приговор духовной культуре нации.

Культура – в преемственности, поддержании традиций. Если этого нет, а идет погоня за рейтингами, чтобы больше денег на рекламе заработать, то и передачи становятся все более примитивными. Страна у нас разнообразная. Чтобы ее любили больше, надо показывать на ТВ выступления артистов из национальных республик, краев, областей. Культура – это надёжная скрепа страны.

 М.Н. Сидоров

@smilemakc © 2020