Пленарное заседание 12.03.2024
Е.В. Марков:
Уважаемые коллеги!
Данный законопроект подготовлен во исполнение перечня поручений Президента России по итогам совещания по вопросу о развитии лесопромышленного комплекса. Это поручение было дано Правительству России и Государственной Думе, и с этой задачей мы, надеюсь, справились.
В законопроекте предлагается сформулировать блок норм, непосредственно направленных на регулирование отношений в сфере создания, содержания и эксплуатации лесных дорог. В целях стимулирования лиц, использующих леса (арендаторов и лиц, реализующих инвестпроекты), к увеличению объёмов создания лесных дорог Лесной кодекс России дополняется новой главой "Лесные дороги". Положения законопроекта, направленные на регулирование отношений в сфере создания, содержания и эксплуатации лесных дорог, позволят в дальнейшем обеспечить развитие важной лесной инфраструктуры.
В связи с необходимостью принятия подзаконных актов вступление в силу закона предусмотрено с 1 марта 2025 года.
В целом поддерживая концепцию законопроекта, комитет обращает внимание на ряд замечаний, которые мы надеемся учесть ко второму чтению. В частности, предлагается установить возможность создания лесных дорог лицами, использующими леса, за границами используемого лесного участка. Это достаточно важно, потому что у нас есть уже, к сожалению, судебная практика, которая лишает как бы возможности строить дорогу, значит, полноценно для вывозки древесины.
На законопроект был получен положительный с замечаниями отзыв Правительства России. Законопроект поддерживается ГПУ Президента России.
В связи с изложенным предлагается проголосовать за принятие данного законопроекта.
Спасибо большое за внимание!
Вопрос: Евгений Владимирович, ну, во что превращаются лесные дороги после того, как лесовозы от делянки везут эту продукцию, я думаю, никому объяснять не надо. По сути, по ним даже лесники на уазиках проехать не могут. Поэтому хочется задать вопрос такой: а может быть, вступление закона в силу установить не с 1 марта 2025 года, а раньше и особо взять на контроль те правила, которые должно правительство подготовить, чтобы он быстрее начал действовать? Потому что то безобразие, которое творится в лесу, на лесных дорогах, — ну, честно говоря, грустно и печально на всё это смотреть.
Е.В. Марков:
В целом в вашем вопросе я слышу поддержку данного законопроекта.
К сожалению, за последние 30 лет в нашей стране кардинально — подчёркиваю, кардинально — изменился объём строительства лесовозных дорог, а это напрямую влияет на скорость тушения пожаров, возможность доступа к этим пожарам, на возможность доступа вообще граждан в те места, где можно собирать грибы и ягоды. И жители на многих встречах, ну, в частности ко мне, с этим обращаются. Нет возможности у лесников, вернее, у сотрудников органов лесного хозяйства добираться до тех мест, где они должны выполнять соответствующие мероприятия по уходу за лесами. То есть так или иначе создание сети лесовозных дорог — это принципиально важно для развития лесного хозяйства.
Качество — отдельный вопрос. Но ещё раз подчеркну, что все лесовозные дороги в рамках нашего законопроекта будут финансироваться компаниями, которые занимаются, собственно говоря, заготовкой древесины, на государственные затраты это на сегодняшний день никак не влияет. Но вопрос к качеству — разумный. Возможно, стоит на эту тему подумать — какие требования должны предъявляться именно к лесовозным дорогам.
Вопрос: Евгений Владимирович, в продолжение вопроса. Всё-таки кто будет определять требования, в частности вот по лесотранспортным дорогам, которые собственник или арендатор должен в данном случае организовать сам, — где они будут проходить, как это будет соотноситься с какими-то экологическими нормами, возможно, связанными, там, с охраной животных, и тому подобное? Это первое. Второе — это вопрос о возможности сплошных рубок. Чем обусловлены сплошные рубки, скажем так, для организации лесной дороги? Потому что с выборочными ясно, а вот сплошные? И третий момент, вы на нём уже останавливались, по поводу разрешения на строительство дороги за границами используемого лесного участка. То есть как это будет регулироваться? Это соседний участок, там совершенно другой арендатор, собственник. Кто это будет согласовывать, будет ли это судебное решение либо это будет опять какой-то дополнительный юридический механизм?
Е.В. Марков:
По первой части вашего вопроса. Это всё регулируется соответствующим документом, он называется "Проект освоения лесов". Любой арендатор оформляет такой документ, в который, собственно говоря, закладываются все нормы, сколько заготавливается по годам, где заготавливается, где строится сеть лесовозных дорог, какие мероприятия по охране животного мира проводятся. Это всё в этом документе, он абсолютно регламентирован, есть соответствующая нормативка. Второе, что касается сплошных рубок. Определяется коридор, он обычно, там, 6 метров максимум, от 4 до 6 метров. Соответственно, здесь возникает необходимость возможной вырубки. Это сплошные рубки, не всегда выборочные. Это касается земель нелесного фонда. Например, у меня участок, который граничит, условно, с землями сельхозназначения, и, когда я строю лесовозную дорогу, я, прокладывая её по своему участку, должен иметь возможность на землях иных категорий проложить дорогу с гравийным основанием, условно, и у нас на сегодняшний день с этим возникли проблемы. Именно эта норма здесь погружена. Понятно, что это всё должно регулироваться действующими нормами законодательства по согласованию с соответствующими собственниками, но это должно быть как-то подкреплено и нормами Лесного кодекса.
Вопрос: Евгений Владимирович, в законопроекте вы предусматриваете, что лесные дороги могут быть лесохозяйственными и лесотранспортными. В связи с этим есть ли понимание об особенностях их содержания, создания, эксплуатации? Можете ли вы этот вопрос именно в этой части раскрыть более подробно?
Е.В. Марков:
Да, спасибо большое за вопрос. Я об этом сказал в своём докладе. Именно по этой причине срок вступления в силу закона переносится на 1 марта 2025 года — только для того, чтобы соответствующую нормативку, в том числе в той части, о которой вы говорите, доработать.
Вопрос: Уважаемый Евгений Владимирович, а какая всё-таки ответственность предусматривается в отношении лиц, которые превратили эти дороги в какие-то окопы, где транспорт обычный не может проехать, а наши граждане не могут ходить по этим дорогам без угрозы сломать себе ноги? Какая ответственность? Если этой ответственности нет, то это вообще бессмысленный закон просто, на мой взгляд.
Е.В. Марков:
Коллеги, давайте для начала поймём, что это всё-таки по большей части дороги технологические. Они технологические, они не являются дорогами соответствующей категории, по которым мы ездим со скоростью от 90 до 110 километров в час. То есть это дороги для проезда спецтехники, это по большей части дороги для проезда спецтехники, крупных автомобилей-лесовозов, техники для лесозаготовок, техники, которая эксплуатируется лесниками.
Значит, понятно, что вопрос по качеству дорог — уже вот предыдущий коллега задавал этот вопрос, — возможно, нужно будет осветить в каком-то нормативном документе, потому что арендаторы лесного фонда, выполняя обязательства по проекту освоения лесов, будут строить эти дороги. В конечном итоге эти дороги станут собственностью государства, так что мы должны какие-то требования предъявить.
Ваш вопрос разумен, и я думаю, что в рамках работы ко второму чтению и в соответствующих нормативных правовых актах мы этому уделим внимание.
Вопрос: Евгений Владимирович, в законопроекте говорится, что лесные дороги могут использоваться для охраны, защиты лесов, лесоразведения, вывоза древесины. Вы сами сказали, что может проезжать техника, которая используется лесниками. Вопрос и предложение: разрешить ещё и сельхозтоваропроизводителям, чтобы на сельхозтехнике можно было проезжать по данным лесным дорогам. Вы сами отметили, что очень много лесных полос рядом с сельхозземлями, и это действительно проблема частая. Вот наше предложение: включить.
Е.В. Марков:
Понял вас, сразу отвечаю. У нас запрета проезжать по лесовозным дорогам никакого нет, значит, по ним ездят практически все на сегодняшний день. И исходя из исторического опыта бо́льшая часть лесовозных дорог... Ну, я буду говорить условно о своём регионе — Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ: всё развитие нефтегазового комплекса шло, по большому счёту, по этим дорогам. У нас с вами огромное количество новых территорий, новых неосвоенных лесных регионов, они имеют в том числе и нефтегазовый потенциал. Когда мы такую норму, значит, расширим, она появится в Лесном кодексе, этим будут пользоваться практически все, начиная от нефтегазового комплекса и заканчивая компаниями сельского хозяйства. Ну, здесь ограничений, ещё раз подчёркиваю, нет, запрета проезжать по этим дорогам нет.
Вопрос: Евгений Владимирович, вопрос. Предполагается, что создание лесотранспортных, лесных дорог осуществляется при использовании лесов лицами, использующими леса в том числе для вывоза из леса древесины и иных лесных ресурсов, а также для обеспечения проезда к лесным участкам. На основании каких разрешающих документов лица, использующие леса, будут строить лесные дороги для вывозки или подъезда за пределами предоставленных лесных участков?
Е.В. Марков:
На этот вопрос нам предстоит ответить в рамках подзаконных актов. Но ещё раз подчеркну, что в пределах лесного участка, который у меня, как у лесопользователя, в аренде находится, есть проект освоения лесов, который проходит соответствующую экспертизу и утверждается соответствующим ведомством.
Вопрос: Евгений Владимирович, складывается впечатление, что до сих пор — без этой поправки, без этого законопроекта — дороги не строились лесопользователями. В чём новация? Кто им сегодня мешает строить эти дороги? Что здесь нового? Кроме того, что есть желание за пределы лесного участка дорогу продлить, я пока не услышал ничего. Ну и самый главный вопрос: я считаю, дороги-то должны строить дорожники — вот это кто будет строить? Финансировать, я услышал, будут лесопользователи, а дорожники будут строить эти дороги — это так, это прописано здесь со всеми требованиями, нормативами и так далее? Или это будет, знаете, как иногда в лесу делают, — просто несколько слоёв дерева выкладывают, и это называется дорога. Нет, это не дорога, это закапывание денег народных в землю... (Микрофон отключён.)
Е.В. Марков:
Я уже сказал, что соответствующим нормативом, вернее, в рамках работы над вторым чтением и нормативкой, которая должна быть, требования к таким дорогам мы установим. Это первое.
Второе. Ещё раз подчеркну: финансирование строительства таких дорог осуществляют лесопользователи, у кого в аренде этот лесной участок.
Третье. На сегодняшний день практически у каждой компании, которая занимается заготовкой древесины, есть своё дорожное подразделение, они заинтересованы в строительстве.
И четвёртое. То, о чём вы говорите, что положены брёвна, называется лежнёвкой. Мы так строили ещё со времён Великой Отечественной войны, танки наши проезжали по слабонесущим грунтам, и это одно из самых надёжных оснований для строительства временных дорог. Огромное количество таких дорог построено в Западной Сибири на объектах нефтегазового комплекса, они до сих пор стоят, и по ним ездит практически вся спецтехника и весь транспорт. И это не какая-то там плохая история, это абсолютно проверенное временем техническое решение, которое сегодня заложено во многие нормативные акты и технические решения, и они применяются. Поэтому я здесь не вижу каких-то, собственно говоря, причин для озабоченности, каких-то рисков. Дорожники сами выбирают исходя из оценки ситуации, грунтов, того, где это будет проходить, — где-то это обычное грейдирование, где-то это строительство так называемых лежнёвых дорог.
Вопрос: У меня вопрос следующего характера. В законопроекте прописано: "лесотранспортные лесные дороги" и "лесохозяйственные лесные дороги". За счёт предпринимателей будут строиться лесотранспортные дороги, которые, в свою очередь, могут быть использованы, грубо говоря, как лесохозяйственные дороги. Лесохозяйственные дороги — это обязанность государства, государство должно их строить, но в финансово-экономическом обосновании ни слова не сказано про деньги, то есть как бы дополнительно деньги выделять не собираются. У меня вопрос следующего характера: не получится ли так, что государство по каким-то причинам не будет строить лесохозяйственные, дороги хотя должно это делать, а, так как в этих целях можно использовать лесотранспортные лесные дороги (у нас в законе это прописано), просто мы по сути за счёт предпринимателей, которые будут строить эти дороги, будем их использовать в том числе как лесохозяйственные лесные дороги?
Е.В. Марков:
Подметили правильно. Значит, ещё раз. Строительство лесотранспортных дорог — это бизнес, и по этим дорогам будут практически свободно перемещаться в том числе сотрудники лесного хозяйства.
Что касается лесохозяйственных дорог, на сегодняшний день большого финансирования строительства этих дорог со стороны государства нет, но мы создаём эту возможность в Лесном кодексе, для того чтобы в будущем при необходимости закладывать соответствующие объёмы финансирования, то есть когда мы понимаем, где это необходимо и где есть соответствующие перспективы.
Вопрос: Евгений Владимирович, про создание дорог понятно. Что с вопросом ликвидации дорог? Такие случаи наверняка будут возникать. Когда дорогу передали государству, что дальше с этой дорогой делать и как её, собственно говоря, ликвидировать? Это первый вопрос. И второй касается использования дорог. Не кажется ли вам, что необходимо уточнить вопросы использования дорог населением, поскольку очевидно, что ряд дорог необходимо закрывать, для того чтобы не осуществлялся доступ на особо охраняемые территории? Опять же, если дорога будет строиться на частные инвестиции, могут быть конфликты: местное население попытается воспользоваться дорогой, а частник будет под всяким предлогом отказывать. Поэтому, может быть, здесь стоит более подробно описать эти моменты и категорировать дороги соответствующим образом?
Е.В. Марков:
Давайте я отвечу на эти вопросы следующим образом. У нас на охраняемых территориях лесовозные дороги не строятся, потому что там заготовки древесины нет, это первое. Второе, ещё раз подчеркну, что никаких ограничений относительно проезда по лесотранспортным и лесохозяйственным дорогам ни Лесным кодексом, ни иными законодательными актами не предусмотрено. У нас свободное перемещение, и граждане ездят. Какие-либо ограничения по проезду — это отдельный вопрос. Я в этом целесообразности не вижу, и соответствующих норм здесь нет.
Вопрос: Уважаемый Евгений Владимирович, что только не придумали в пользу данной законодательной инициативы! Согласно пояснительной записке создание дорог будет осуществляться за счёт средств субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. По поводу документирования в государственном лесном реестре информации о таких лесных дорогах вопрос: такое документирование будет происходить по заявительной или по разрешительной системе? Кто и как будет в таком случае согласовывать создание лесных дорог с разными пользователями соседних лесных участков?
Е.В. Марков:
Начав с конца, отвечу. Когда лесные участки разных лесопользователей граничат друг с другом, как правило, есть договорённости двух хозяйствующих субъектов в рамках обычной хозяйственной деятельности. Здесь работает экономическая целесообразность, и компании зачастую, как правило, между собой договариваются о том, кто, где и как строит лесовозные дороги. На практике очень часто возникает ситуация, когда на одной и той же лесовозной дороге работают несколько лесопользователей, они ездят, собственно говоря, по одной и той же дороге. Финансирование осуществляется участками, таких случаев огромное количество. Это первое.
И второе, что касается информационной системы. Ну, на сегодняшний день заявительный порядок, лесопользователь обязан соответствующую информацию предоставлять в государственную информационную систему.