День российского студенчества

Ежегодно 25 января отмечается День российского студенчества. В этот же день, в 75 году, был основан Московский государственный университет. Реальным создателем университета был М.В. Ломоносов. Учеба в МГУ тогда начиналась с философского факультета (три года), затем медицина, математика, история, юриспруденция. Сейчас философией мало кто занимается, поэтому мышление у большинства людей, включая руководителей, поверхностное, акцент на факты, а не на их взаимосвязь. Не суть социально-экономических процессов познается, чтобы ими управлять, а отдельные явления, коих множество. Часто второстепенное принимается за главное. Тактика преобладает над стратегией. Нет предмета логики, мало математики в гуманитарных вузах, на управленческих и экономических факультетах.

Вот некоторые уроки из нашей истории.  Граф И. Шувалов еще в 1760 году пытался сделать высшее образование обязательным для дворян, но молодёжь не видела в учебе практического смысла: у богатых деньги были, а бедные не могли подготовиться к поступлению в вуз. Только М. Сперанскому в начале 19 века удалось сделать так, что для поступления на госслужбу надо было закончить университет. Грамотные управленцы стали развивать российское государство. Преподаватели, профессора, как сейчас говорят, были социально защищены. Они имели статус государственных служащих. Зарплаты хватало не только на текущие расходы, но и на приобретение дома, поездки по стране и за границу.  

В начале 20 века в России наступают смутные времена. Российские студенты не только учились, но и бастовали. Радикалы увидели в студентах свою социальную базу. Второй съезд РСДРП принял специальную резолюцию «Об отношении к учащейся молодежи», в которой призывал создавать молодежные организации для борьбы с «ненавистным царизмом». Университеты не только несли знания, но они и раскачивали Российскую империю. Студенческая молодежь помогла большевикам, а потом революция «рассчиталась» с ними.

Сегодня в стране четыре миллиона студентов. На тысячу человек населения число студентов в России – без малого 40, в США – 60, в Австрии – 70, в Германии, во Франции примерно, как у нас. Россия в целом высокообразованная страна. Но во многом высшее образование стало платным, почти половина студентов оплачивают свою учебу. Стипендию получает менее двух миллионов студентов, но ее уровень крайне недостаточен. Несмотря на многолетние призывы об увеличении числа студентов, обучающихся на инженерных специальностях, все еще преобладают экономисты – более десяти процентов, юристы – почти восемь процентов от общего числа всех студентов. И вот еще одна не очень приятная цифра – до сорока процентов выпускников не работают по специальности. Учеба проходит как бы в холостую. Полученные знания не востребованы.

Еще одна проблема – это эмиграция выпускников ведущих вузов страны. Что бы не говорили, экономическая мотивация в поведении людей является преобладающей. Во многих ведущих университетах мира и научных центрах слышна русская речь, наши «мозги» работают на процветание других стран.

Советы ректоров много лет пассивно смотрели на реформы в образовании. Вот один из примеров деятельности – реформаторов - наши профессора, научные работники обязательно до сих пор должны публиковаться в международных журналах, иначе не переизберут. Журналы эти частные, за публикации надо платить. И кто нас там ждет? Мало того, что платить надо чужим дядям, еще это и унизительно, чем наши журналы хуже.

Более половины студентов выбирают заочную и вечернюю формы обучения. Дешевле, проще, но качество образования ниже. Главное здесь работа, а образование чаще всего – для диплома. Хорошим слесарем, сварщиком, токарем быть непрестижно, а вот получить диплом о высшем образовании – необходимо для самоуважения и признания тебя окружающими. Сегодня ситуация начинает меняться - дефицит профессиональных рабочих ведёт к тому, что оплата труда у них становится выше, чем у офисных работников.

Сегодня нам нужна лучшая военная техника, где без математики никак, космос, атомная промышленность, турбины, электрооборудование, лазеры, приборы – кто все это делает, люди с плохим образованием? Да и сейчас способные выпускники МГУ, Физтеха, МИФИ и других вузов получают приглашение на работу от ведущих компаний.       

Для роста качества образования необходима серьёзная мотивация и соответствующая творческая среда. Наукой и подготовкой специалистов – бакалавров – магистров могут заниматься и способны к этому немногие. Больше талантливой молодежи должно прийти в вузы. Их не надо погонять показателями. Образование, самореализация – это их жизнь. В такой творческой среде малоспособные не приживутся. Вы делаете сообщение на кафедре, на студенческом совете и всем вашим коллегам становится ясно, что вы из себя представляете, что и в каком объеме вы прочитали из последнего, есть ли у вас самостоятельные мысли, обобщения. Подготовка статей, книг, учебников – это естественная потребность творческого и мотивированного человека. Его не надо понукать, страсть самореализации в исследовании и создании нового – это его образ, и его стиль жизни.

Среду творческую надо быстрее создавать в вузах, мотивировать талантливую молодежь, и ситуация в высшей школе начнет улучшаться. Сегодня это делается. Восстанавливаются и создаются научные школы, возвращается престиж ученых и преподавателей. И не надо будет погонять талантливых людей искусственно придуманными показателям. Качество образования начинает реально повышаться.

Немало времени проводят студенты в интернете и в социальных сетях. Но надо иметь в виду, что в социальных сетях до 90 процентов сообщений – это спам, репосты и только 10 процентов сообщений имеют оригинальный характер. Студенты-пользователи часто доверяют информации от сетевых «друзей» больше, чем официальным средствам массовой информации. Не все знают, что в сетях оперирует большое число профессиональных манипуляторов – это и рекламщики, и спамеры, и политтехнологи, и экстремисты, и мошенники. На западных IT-платформах работают специалисты по «фильтрованию» новостей, когда нередко правда становится ложью и наоборот. Студентам надо более вдумчиво относиться к той информации, которая распространяется в интернете и социальных сетях.

Цифровая среда в настоящее время стала полем боя. Там оперируют профессионалы, которые могут искусно манипулировать массовым молодежным сознанием. И что удивительно, многие пользователи не чувствуют манипуляций. Западные информационные атаки в массовом порядке, буквально каждый день идут на нашу молодежь, на наше студенчество. Главная задача государства состоит в необходимости отражения этих атак и развития не западных, а российских IT-платформ. Когда наряду с получением знаний студентам прививаются настоящие, а не фальшивые моральные ценности, то и экономическое, и социальное развитие страны будет успешным и эффективным.

Сидоров М.Н.

@smilemakc © 2020