Пленарное заседание 30.11.2023
А.Н. Свистунов:
В представляемом вам законопроекте речь ведётся о так называемом аутсорсинге, а также об использовании так называемых облачных услуг при осуществлении финансовой деятельности. Что это такое? Наверняка вы все знаете, но я вкратце остановлюсь тем не менее, чтобы немножко пояснить. Аутсорсинг предполагает возможность использования сторонних аппаратно-программных комплексов финансовыми организациями для размещения на них своего программного продукта. А вот использование облачных технологий предполагает не только использование аппаратно-программного комплекса, но и ещё каких-то программ.
На сегодняшний день, ну, больше 600, например, финансовых организаций пользуются такими услугами. В чём здесь дело? Дело в том, что у нас в связи с санкционным режимом существует насущная необходимость обеспечения бесперебойной работы всей нашей информационной системы. А вот финансовые организации, в частности, относятся к объектам такой информационной системы, потому что, ну, любой банк, любая страховая компания — это прежде всего компьютеры и программное обеспечение. Соответственно, есть указ президента, который предполагает до 1 января 2025 года переход всех финансовых организаций на использование программно-аппаратных комплексов отечественного производства или тех, которые будут из дружественных стран, например, но адаптированы и сертифицированы нашим правительством. Это достаточно большая, трудная задача, особенно с учётом того, что вот эти программно-аппаратные комплексы, которые сейчас работают в финансовой системе, используют такие модели... это высоконагруженные программно-аппаратные комплексы, и они построены на другой архитектуре, в частности, например, предполагают использование технологий Oracle. От этого нам нужно отказаться. Это предполагает использование других технологий, других архитектурных решений, это достаточно сложная проблема, ею занимаются, но это займёт как время, так и, естественно, денежные средства. Поэтому вот одним из решений стало предоставление финансовым организациям права размещать свои программные ресурсы на вычислительных мощностях сторонних организаций. Вы знаете, что у нас многие строят центры обработки данных, например "Росатом", крупные корпорации, Сбербанк, например, такие вещи тоже строит — центры обработки данных. И вот на вычислительных мощностях этих центров обработки данных можно будет размещать программные ресурсы других банков. Ну а облачная технология предполагает, что там будет размещаться какое-то программное обеспечение, в частности, например, вот процессинг — когда мы картами пользуемся, многие банки используют эту технологию процессинга через облачные технологии. Вот вкратце, что это такое.
Теперь, в чём проблема? Проблема в том, что все эти вопросы затрагивают банковскую тайну, страховую тайну и иные виды коммерческой тайны. Мы не говорим здесь, я подчёркиваю, о гостайне, о гостайне речи нет, а вот об этих — да. И вот дело в том, что в профильных законах, которые регулируют деятельность финансовых организаций, страховых организаций, иных финансовых организаций, об этом ничего не сказано в принципе. Поэтому имеется насущная необходимость сделать такое регулирование, для того чтобы исключить риски, связанные с использованием этих сведений.
Что предлагается? Первое, внести в профильные законы право для финансовых организаций осуществлять аутсорсинг, то есть размещать свои программные продукты с использованием сторонних вычислительных мощностей. Второе, внести в профильные законы также обязанность вот этих сторонних организаций сохранять банковскую тайну и иные виды коммерческой тайны, а также предусмотреть ответственность за сохранение этой тайны. Ну и третье, определить полномочия Банка России, который будет выступать организатором, регулятором и надзорной инстанцией при осуществлении отбора вот таких организаций, которые будут предоставлять услуги по аутсорсингу и облачных технологий. Вот, собственно, вкратце суть этого законопроекта.
Комитет по финансовому рынку внимательно его рассмотрел, считает его в принципе актуальным и необходимым. На законопроект получены положительные заключения Центрального банка, Правительства России, Государственно-правового управления. И Комитет по финансовому рынку просит поддержать настоящий законопроект в первом чтении.
Спасибо за внимание, коллеги.