О защите прав потребителей

Пленарное заседание 14.11.2023

Я.Е. Нилов:

Законопроект, который я сейчас буду докладывать, касается ну очень многих граждан России, я уверен, что в такую ситуацию, даже не зная об этом, попадали и депутаты, находящиеся здесь, в зале.

К нам обращались граждане, рассказывали, что в супермаркетах, в магазинах шаговой доступности на ценниках одна цена, а на кассе пробивают другую. И было принято решение провести социальный эксперимент: в одном крупном сетевом магазине были приобретены товары со скидкой, но на кассе можно было увидеть, что цены, указанные на ценнике, со скидкой, отличаются от тех цен, которые пробиваются в системе. На все вопросы кассир отвечает: ой, не успели переклеить ценники, машина не так настроена, не так работает, можете товар вернуть либо покупайте по этой цене и так далее. Конечно, это нарушение прав потребителей, но чётко в Законе "О защите прав потребителей" это не прописано.

Что мы предлагаем сделать? Мы предлагаем прописать, указать, что потребитель вправе приобрести товар по той цене, которая указана на ценнике, в случае несоответствия цены товара, указанной на ценнике, цене при его оплате. Информация о праве потребителя на покупку товара по цене, указанной на ценнике, размещается продавцом вблизи места оплаты товара. Почему мы предлагаем данную формулировку? Хитрят продавцы, те, кто отвечает за выкладку товаров: товар выкладывают один, ценник к другому товару, а к этому товару ценник где-нибудь на другой полке. И потом всегда могут сказать: да нет, мы разместили ценник, просто он сбился, сдвинулся, девочка не так его повесила, не так разместила, она у нас новенькая и так далее. Потребитель не должен попадать в такие истории. Это ответственность руководства торгового объекта, и они должны эту ответственность нести, продавая по той цене, которая указана на ценнике. Докладываю этот законопроект, и вспоминается реакция наших компетентных органов на ситуацию, когда граждане по очень низким ценам приобрели билеты для вылета за границу у одной нашей крупной авиакомпании, а потом авиакомпания попыталась аннулировать билеты: наши компетентные органы встали на защиту потребителей. На маркетплейсах бывают ситуации, когда система начинает некорректно работать, что приводит к возможности приобрести товар по очень низкой цене, и это не вина потребителя, покупателя, это ответственность продавца, владельца маркетплейса, ответственного за распространение информации о том или ином товаре. Гражданин не должен оказываться в такой ситуации, когда, выяснив, что его пытались обмануть, он должен либо принять всё как есть, заплатить завышенную цену, либо отказаться от этого товара, либо ещё потратить силы, нервы, пытаясь доказать, что в этой ситуации он, потребитель, оказался заложником.

Вот данный законопроект направлен на защиту прав наших граждан, прошу его поддержать. И предлагаю провести социальный эксперимент: приняв во внимание подобный опыт, попробовать приобрести товары со скидкой и проверить, соответствует ли цена, указанная на ценнике, той цене, которую вы увидите в чеке после оплаты.

Спасибо за внимание!

@smilemakc © 2020