Пленарное заседание, 28.09.2023
Уважаемые коллеги!
Последний год всё чаще в прессе появляются страшные сообщения: молодые мамочки берут в охапку своих маленьких детишек и выбрасываются из окон. Странное действие, но вопрос: какие причины? Причины совершенно разные, но об одной хочу сказать — это долги, огромные долги. Вопрос: откуда вдруг у нормальной семьи — отец, мать, двое детишек — появляются колоссальные долги? Ведь это, как правило, представители малого бизнеса и вроде благополучные семьи.
Вот последний год рынок маркетплейсов сильно лихорадит. Мы видим, что на маркетплейсах зарегистрировано уже 1,2 миллиона продавцов, — это малый бизнес, это индивидуальные предприниматели, ООО на упрощёнке, там около 50 тысяч владельцев пунктов выдачи заказов. И этот год стал просто стресс-тестом для этой отрасли: какие-то несоразмерные штрафы, блокировки кабинетов — а к чему это приводит? Это приводит к тому, что люди теряют бизнес, и это тысячи людей. А что будет дальше? А дальше человек не может платить за ЖКХ — и он в позорном листе на стене подъезда; не может платить ипотеку — и банк выселяет его из единственного жилья; не дай бог, не заплатил своим двум работникам — прокуратура возбуждает уголовное дело, отправляйся в тюрьму. Сегодня никак не выбраться обычному молодому предпринимателю из этого порочного круга: уполномоченные по правам человека, по правам ребёнка, по правам предпринимателей... ну, нет механизма!
По поручению Председателя ЛДПР Леонида Эдуардовича Слуцкого мы создали рабочую группу, 18 августа в Малом зале провели большой "круглый стол", народу пришло столько, что закончились пропуски в отделе режима, был полный зал, все стояли аж в проходах, собрали сотни обращений. Мы благодарны руководству компаний "Вайлдберриз", "Озон" и других, тем, кто немедленно отреагировал, направил своих представителей в нашу рабочую группу, и мы, ЛДПР, вместе с маркетплейсами в ручном режиме разбираем каждую проблему. Действительно, где-то есть ошибка самого предпринимателя: неправильно рассчитал свои риски, купил не тот товар, сделал не ту наценку — понимаю. Но есть и просто технические ошибки, сбои программы, сбои системы, когда штрафы выставляются за какой-то технический сбой, даже уже есть случаи, когда хакеры взламывают кабинеты и просто могут человеку навязать долги. А искусственный интеллект, который, собственно, обслуживает эту огромную машину, может начислить штрафы, исчисляемые миллионами. Если оборот компании, это же малый бизнес, 500 тысяч в месяц, миллион, то штраф может быть 10, 20 миллионов — и нельзя оспорить, нельзя ничего доказать!
Конечно, сегодня уже в Государственную Думу внесён ряд предложений. Мы очень внимательно работаем и с малым бизнесом, и с крупными компаниями, и главное, о чём они просят нас, — не навредите. Ряд предложений просто радикальные, они могут привести к парализации отрасли, и тогда таких людей, которые обанкротились и не видят выхода, у которых этого выхода не будет, — таких людей будет тысячи, а может быть, и десятки тысяч. Это очень чувствительная отрасль, это новая отрасль, мы обязаны её отрегулировать, но сделать это надо очень аккуратно.
Ещё очень странное предложение поступило от "Почты России", даже не совсем понятно, в рыночной экономике мы живём или нет: предлагается 0,5 процента от всего оборота маркетплейсов, это около 5 триллионов рублей, направить напрямую на финансирование "Почты России". Что это даст всем нам, а особенно нашему избирателю? Маркетплейсы отдадут полпроцента, но на 5 процентов поднимут тариф для продавцов. Продавцы скажут спасибо и на 20 или 15 процентов поднимут стоимость товара, любого товара, который сегодня продаётся на маркетплейсах. И все граждане России скажут огромное спасибо депутатам, потому что повышение на 20 процентов цен на все товары первой необходимости — это же то, чего они ждут. На маркетплейсах не покупают яхты олигархи, там покупают детские товары, тапочки, одежду, обувь — ну, всё, что нужно. И мы в преддверии президентской кампании будем принимать такие решения? Очень странно. А если мы это примем, завтра "РЖД" скажет: а зачем я буду заниматься улучшением качества услуг, созданием новых вокзалов, ремонтом подвижного состава? Давайте просто обложим налогом, например, автобусные перевозки, вот с каждого автобусного билета 10 процентов — "РЖД". "Аэрофлот" скажет: зачем мне заниматься улучшением бизнеса, сервиса, работать над издержками? Давайте просто 10 процентов с каждого таксиста. Ну, это вот рыночный подход? По-моему, это далеко не рыночный подход.
Давайте мы с вами найдём такие подходы, чтобы развивать бизнес.