Особенности федерального бюджета на 2024-2026 годы

Проект федерального бюджета на 2024-2026 гг. представлен в Госдуму. Предстоит обсуждение всех основных показателей бюджета, его доходных и расходных частей. Впрочем, объем и структура доходов не рассматриваются. Были приняты соответствующие поправки в Бюджетный кодекс, очевидно, для того, чтобы налоговые и неналоговые доходы находились в зоне ответственности правительства, а не Госдумы.

При обсуждении бюджета внимание депутатов сосредотачивается на статьях расходов. Но есть такое правило, если депутаты предлагают увеличение расходов, например, на здравоохранение или образование, то при этом надо указать источники доходов, за счет которых будут формироваться эти дополнительные расходы.

Следует также пояснить, что в течение года идет корректировка как доходных, так и расходных статей бюджета. Меняются цены на внутреннем и мировом рынках, всегда есть непредвиденные обстоятельства. Поэтому формируются резервные фонды, за счет которых финансируются необходимые мероприятия. При обсуждении бюджета на 2023-2025 гг. предполагался значительный дефицит бюджета в 2023 году. Но за истекшие месяцы текущего года за счет дополнительных доходов от развития собственного производства и экспорта нефти бюджет стал профицитным, то есть расходы несколько меньше доходов.

Но главные цели депутатов при обсуждении доходных и расходных статей бюджета как раз и заключаются в том, чтобы как можно точнее предвидеть эти вновь возникающие непредвиденные обстоятельства, чтобы фактические показатели бюджета как можно меньше отличались от запланированных.

Целесообразно было бы подробнее рассмотреть проблему роста государственного долга. Он уже достиг 25 трлн. рублей за счет прежде всего дополнительных выпусков облигаций федерального займа (ОФЗ). Эти облигации покупают банки, компании и «стригут купоны» вместо того, чтобы больше средств вкладывать в промышленность и другие отрасли экономики. Проценты у ОФЗ неплохие – 8 и более, а оплачиваются они из бюджета, что сокращает другие расходные статьи бюджета. Так, за прошедший год сумма расходов из бюджета на обслуживание госдолга составила более 1,3 трлн. рублей. В текущем году она будет существенно выше.

Несмотря на санкции российская экономика показывает устойчивость и переходит к экономическому росту. Доходы бюджета в 2024 году предполагается повысить на 6,4 трлн. рублей по сравнению с 2023 годом. Общие доходы будут составлять в будущем году 35 трлн. рублей, а расходы – 36,6 трлн. рублей. Бюджет вновь будет дефицитным в размере 1,6 трлн. рублей, что требует соответствующих перечислений из Фонда национального благосостояния (его размер по-прежнему находится на уровне 13 трлн. рублей) и выпуска дополнительных облигаций федерального займа (ОФЗ).

В принципе небольшой дефицит бюджета – это нормальное явление для растущей экономики, так как впоследствии расходы в человеческий и материальный капитал приносят дополнительные доходы.

Самая большая статья расходов бюджета – это затраты на оборону и силовые ведомства (почти 40 %). Это вполне очевидная необходимость для успешного проведения СВО и обеспечения безопасности страны. Но, как говорят, за то, что своевременно не предусмотрели, приходится платить. Рассчитывали на мирную жизнь и слушали фальшиво-миролюбивую риторику США и НАТО. Теперь нужно укреплять оборонно-промышленный комплекс страны и делать привлекательной и хорошо оплачиваемой военную службу.

Доля социальных расходов в бюджете хотя и сокращается, но в абсолютном выражении растет. Страшилки недоброжелателей и врагов по поводу «урезаний» пособий, поддержки семей с детьми, расходов на образование и здравоохранение беспочвенны – расходы по этим направлениям в абсолютном выражении не сокращаются, а растут.  Все социальные обязательства будут выполнены.

В бюджете заложены значительные средства на развитие приоритетных отраслей промышленности авиа – и судостроения, электроники, станкостроения и в целом машиностроения. Необходимая поддержка будет оказана развитию сельского хозяйства, транспорту, строительству жилья, дорог, социальной и производственной инфраструктуры.

Особенностью формирования доходов и расходов бюджета, связанных с экспортно-импортными операциями, является переход в расчетах на рубли и валюты дружественных стран. Их доля в экспорте уже достигает 70 процентов вместо 15 процентов в начале 2022 года, а в импорте доля таких расчетов также приближается к 70 процентам вместо 30 процентов в начале 2022 года. Доля доллара и евро в расчетных экспортно-импортных операциях резко снизилась, что позволит избежать санкционного давления и делает доходную часть бюджета устойчивой.

Активно используется юань в расчетах не только с Китаем, но и с другими дружественными странами. Юань на протяжении последних лет является практически стабильной валютой, что определяется мощным экономическим и экспортным потенциалом нашего ближайшего соседа.

Но все же прогнозируемые темпы роста экономики в ближайшие годы на уровне 2-3 процентов нельзя считать достаточными для решения накопившихся социальных и экономических проблем, связанных с невысокой оплатой труда в регионах, низкими пенсиями и высокой потребностью в импорте лекарств, машин и оборудования.

Поэтому депутатам надо более внимательно рассмотреть вопросы ускорения экономического роста за счет, прежде всего, сбалансированного развития промышленности и всех других отраслей экономики.

 

М.Н. Сидоров                                                                            

@smilemakc © 2020