Первое воскресенье августа является профессиональным праздником работников железнодорожного транспорта. Причем, этот день отмечается не только у нас, но и в странах СНГ. Железные дороги остались тем связующим звеном, которое объединяет хозяйства стран – соседей. В Европе другой размер колеи и многие сегодня задают вопрос, почему те железнодорожные станции Украины, где происходит перестановка колесных пар и перегрузка западных товаров, включая военную технику, все еще функционируют. Натовские танки, гаубицы, снаряды идут на передовую, продлевая агонию киевского режима.
День железнодорожника был установлен в 1896 году в честь дня рождения российского императора Николая I, который положил начало строительства и эксплуатации железных дорог в России. Первая железная дорога связала Петербург и Царское Село. Затем была построена дорога между Петербургом и Москвой, она соединила две столицы практически по прямой линии. Большевики, чтобы окончательно порвать с предыдущей историей страны, отменили все царские праздники, но в 1936 году вернулись к празднованию Дня железнодорожника. Отсюда, очевидно, пошли «Иваны, родства не помнящие». Два раза в 20 веке ввергали страну в беспамятство – и в 1917, и 1991 годах.
За время правления Николая I было построено немногим более одной тысячи километров железных дорог. Поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. во многом было обусловлено тем, что до Крыма не была проведена железная дорога, подвоз военных, пушек, снарядов осуществлялся на лошадях, что не позволяло в необходимом объеме обеспечивать защитников Севастополя военной техникой. С моря Крым был блокирован кораблями Англии, Франции, Турции. И сегодня железная дорога на Крым проходит у нас только через Крымский мост, а кратчайший путь через Харьков и Запорожье пока не освобожден. В ответ на диверсии против Крымского моста важной задачей для полноценного функционирования и развития Новороссии является освобождение от укронацистов всей Восточной Украины и не только.
Протяженность железных дорог в 1917 году составила почти 75 тысяч километров. В последние годы 19 века и в начале 20 века в России шло бурное железнодорожное строительство. Так, с 1880 по 1917 годы протяженность железных дорог увеличилась более, чем в три раза. Ежегодно вводили до полутора тысяч километров дорог. Прокладкой железных дорог активно занималось государство с привлечением частного капитала, как отечественного, так и иностранного. Большинство крупных городов России были соединены железнодорожной сетью, включая города Сибири и Дальнего Востока, где была построена Транссибирская магистраль. По протяженности железных дорог Россия к 1917 году занимала второе место в мире, уступая только США, правда, в шесть раз. Активно строились железные дороги в Новороссии и Малороссии. Впервые в стране, в Киеве, стал работать электрический трамвай.
В период советской власти протяженность железных дорог увеличилась почти вдвое, строили медленнее, чем в императорской России, но, во-первых, сеть уже была достаточно развита, а во-вторых, шла коренная модернизация, были построены новые станции, вокзалы, деревянные шпалы заменены на бетонные, проведена широкая электрификация железных дорог. Кстати, в США, до сих пор сохраняется еще много железных дорог с деревянными шпалами, что вызывает две-три аварии в сутки со сходом вагонов с рельсов.
Россия по протяженности дорог сегодня занимает третье место после США и Китая. Китай построил несколько диагональных хорд, связывающих всю страну высокоскоростными магистралями. В этом отношении нам еще много предстоит сделать. Нет пока железнодорожного сообщения с Республикой Алтай, Тывой, Магаданской областью и Камчатским краем, что не способствует быстрому социально-экономическому развитию этих регионов. Пассажирооборот и грузооборот сегодня не превышает показателей последних лет советского периода. Во многом это связано с развитием автомобильного транспорта. Существенная часть грузов стала перевозиться на грузовиках и на многотонных фурах, что, очевидно, не должно быть магистральным направлением перевозок, так как это требует постоянного ремонта автомобильных дорог, высоких расходов бензина и дизельного топлива. Развитие электромобильного транспорта потребует еще значительного времени, включая и обустройство электрозаправок. Да и хватит ли на все страны лития для аккумуляторных батарей.
Модернизация железных дорог, создание высокоскоростных магистралей должно быть основным направлением развития железнодорожного транспорта, особенно, с учетом современной геополитической ситуации и переориентации внешних торговых связей с западного направления на восток и юг. Сегодня железнодорожные пути здесь сильно перегружены, нужны значительные ресурсы для их модернизации и нового строительства. И вновь возникает проблема недостатка финансовых средств из-за высоких процентных ставок, регулярно осуществляемой девальвации рубля. Импорт железнодорожного оборудования становится все дороже, собственному производству развиваться еще несколько лет, а банковская система до сих пор направляет свои усилия на куплю-продажу ОФЗ, акций, разного рода облигаций, валюты, а не на вложение масштабных средств в развитие железнодорожного транспорта.
Развитие железнодорожного транспорта необходимо не только для экономики, но и для укрепления единства страны, единства народа. Если жители Дальнего Востока не могут из-за дорогих билетов регулярно посещать Москву, Санкт-Петербург, Краснодар, Крым, то ослабляется связь не только между родственниками, но и просто между людьми. Когда нет живого общения возникает чувство обособленности, отдаленности. Поэтому для России, остающейся самой крупной страной мира, развитие всех видов транспорта – это не только экономическая, но и социальная, и политическая задача.
При увеличении пассажирооборота люди больше ездят в деловые командировки, в отпуска, к родственникам, знакомым. Они в движении, им интереснее жить и работать. Четко замечено, что, если человек в течение 3-4 месяцев никуда не ездил, у него снижается производительность труда, ухудшаются отношения с окружающими. Нет новых впечатлений, нет разнообразия, нет и инноваций в экономике.
Отметим, что работа на железнодорожном транспорте требует хорошего здоровья, знаний и опыта, высокой ответственности и внимательности. От действий всех железнодорожников – диспетчеров, дежурных, путевых обходчиков, ремонтников, машинистов, проводников напрямую зависит безопасность пассажиров и сохранность перевозимых грузов.
Развитие и модернизация железных дорог на Восток и Юг углубит хозяйственную интеграцию и культурные связи между Россией, Китаем и Индией – большими цивилизациями, совместно способными блокировать агрессивность и шантаж отдельных держав. Это снизит напряженность и стабилизирует геополитическую ситуацию в мире.
Объединяющим проектом может стать создание современной транспортной системы России с активным использованием ее геополитических и природных конкурентных преимуществ.
Это также решение проблемы безопасности страны, ее территориальной целостности. Новая разветвлённая транспортная система создаст большое число привлекательных рабочих мест, что стимулирует миграцию в малонаселенные районы трудовых ресурсов не только из России, но и из ближнего, и дальнего зарубежья.
М.Н. Сидоров
Фото: mixyfotos.ru