Пленарное заседание 12.07.2023
А.К. Луговой, фракция ЛДПР:
Я в Государственной Думе не первый созыв и могу ответственно заявить, что тот уровень взаимодействия, который на сегодняшний день существует между аппаратом правительства и депутатами Государственной Думы, фракциями, действительно высокий. И говорю я это не для того, чтобы приятное кому-то сделать, я надеюсь, что и в последующем взаимодействие будет таким же. Я прежде всего имею в виду оперативность взаимодействия.
Что касается оценки контрольной деятельности, то мы провели анализ, сколько во фракцию за последний год поступило жалоб на проведение тех или иных контрольных проверок. Так вот, должен вам сказать, что за 2022 год количество таких жалоб уменьшилось в разы, то есть индикатор — а это одно из ваших любимых слов — говорит о многом. Всё-таки мы работаем на территориях, с людьми, поэтому смело можем сказать, что в этом смысле есть прогресс.
Вопрос, нужен ли мораторий. Наша фракция считает, что тот мораторий, который на сегодня существует, надо всячески поддерживать, вместе с тем хотелось бы обратить внимание на ряд, на наш взгляд, важных моментов.
Первое, регуляторная гильотина. Это действительно ваше детище, но я бы сказал, что ребёнок вырос, этому ребёнку три года, и надо внимательно посмотреть, чем он дальше будет заниматься. Вы правильно сказали: сотни тысяч разного рода инструкций, постановлений, законов, над которыми надо было работать, действительно было создано несколько десятков рабочих групп, которые давали оценку регулирующего воздействия. В целом задача решена, однако стоит всё-таки обратить внимание на то, кто сейчас от имени бизнеса определяет правила игры. Насколько мне известно, на сегодняшний день эти группы в том числе участвуют в оценке тех или иных готовящихся к принятию законодательных инициатив и нормативных актов.
Я являюсь председателем Совета Торгово-промышленной палаты по развитию экономики замкнутого цикла и экологии и вот столкнулся с такой интересной историей. К примеру, в рабочую группу по экологии и природопользованию входят представители бизнеса — компании весьма крупные и весьма уважаемые. С большим уважением отношусь к этим компаниям, но удивляет, что мы сейчас работаем над одним из ключевых законопроектов, над законопроектом о РОП, а в этой группе нет ни одного утилизатора. О какой оценке тех или иных актов, каких-то нормативных актов, постановлений может идти речь, если там нет тех, кто является прямым участником РОП, той самой новой отрасли, которую мы только сейчас создаём? Более того, в ряде рабочих групп, допустим, присутствуют люди, которые давно уже либо не работают в этих компаниях, либо не занимаются этим бизнесом. В частности, в одной из групп есть представитель комитета Торгово-промышленной палаты по экологии и природопользованию — уже год такого комитета не существует, есть совет по развитию экономики замкнутого цикла. Как там люди до сих пор остаются?
В этой связи ещё хотелось бы встать на защиту сотрудников рядов министерств, ваших подчинённых, которые испытывают давление со стороны некоторых рабочих групп и вынуждены зачастую договариваться, чтобы не получить пять замечаний по проекту акта и не пойти на второй круг согласования. Получается такой нездоровый лоббизм, зачастую направленный на затягивание принятия актуальных решений. В ряде рабочих групп присутствуют представители компаний из недружественных стран — такие сигналы имеются, проверяем.
Хотелось бы всё-таки побольше представителей общественных отраслевых организаций — "Деловой России", "ОПОРЫ России", ТПП. В связи с этим предлагаем провести анализ, кто представители бизнеса в рабочих группах: насколько их интересы соответствуют текущим задачам и вызовам, стоящим перед нашей страной, — расширить состав рабочих групп за счёт представителей профильных ассоциаций и ТПП России, предусмотреть ротацию как руководства, так и членов рабочих групп, чтобы не было у кого бы то ни было пожизненного присутствия, ну и предусмотреть максимальную публичность работы этих групп, посмотреть, в каких условиях они работают, когда обсуждают, чтобы представители любой отрасли, независимо от количества желающих присутствовать, могли это делать, чтобы это не было кулуарно.
Второе — это, конечно, постановления, которые принимаются правительством и выполнение этих постановлений. Я хочу поднять одну проблему, которая не приобрела ещё публичного характера, но я надеюсь, что после моего выступления на неё обратят внимание в том числе в правительстве (а в правительстве она известна). Речь идёт о выполнении постановления правительства № 1315. В связи с объективным существенным риском роста стоимости материалов, используемых в ходе выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в рамках госконтрактов, 9 августа 2021 года правительство издало постановление № 1315.
Строятся инфраструктурные объекты, строится дорога, коллеги упомянули дорогу в Краснодаре. Но возникла интересная ситуация: многие компании, которые занимаются строительством инфраструктурных объектов, особенно федеральных дорог, на сегодняшний день лишены финансирования: экспертизу все прошли, а Минфин говорит, что денег в казне нет. Мы что, хотим банкротства этих компаний? Мы же подрываем репутацию и авторитет государственной власти. Почему идёт такая переписка... Я знаю, что Минтранс жёстко стоит на позиции отстаивания интересов своей отрасли, вместе с тем Минфин, как всегда, занимает двуличную позицию такой полубеременности, не понимая, какое решение принять. Я считаю, это важный момент, и ситуация готова к выходу на серьёзный публичный уровень. Прошу обратить на это внимание.
Ну и отдельно хочу отметить. Мы здесь в позапрошлом году создали рабочую группу по регулированию криптовалют, внесены законопроекты. Мы знаем, что законопроект находится в вашем ведении, мы считаем, что мы его должны принять как можно быстрее. Мы вас никуда не торопим, понимая все сложности регулирования отрасли, но тем не менее надеемся на вашу поддержку. И мы поддерживаем мораторий.
Спасибо за внимание!