Пленарное заседание 11.07.2023
К.М. Панеш
Уважаемый Вячеслав Викторович!
Уважаемый Антон Германович!
Уважаемые депутаты!
В сложные для страны периоды очень важно поддержать друг друга, и Владимир Вольфович Жириновский всегда об этом говорил и призывал коллег голосовать за бюджет 2022 года, так как он прекрасно понимал, что если не консолидироваться, то будет очень тяжело преодолевать непростые для России времена.
Члены Комитета по бюджету и налогам, кем являюсь и я, постоянно взаимодействуют с Министерством финансов России и понимают объём выполняемых задач. В 2022 году российская экономика функционировала на фоне резких изменений внешних условий и значительной степени неопределённости, но надо согласиться, что удалось сдержать падение показателей реального сектора экономики и доходов населения.
Антон Германович, в своём отчёте вы отметили — и мы согласны, — что российская экономика показала высокую степень устойчивости к внешнему давлению, что отразилось в меньшем, чем ожидалось, снижении, или замедлении, роста основных социально-экономических показателей. При этом в связи со структурным изменением внешних условий, по нашему мнению, необходима структурная трансформация российской экономики.
Мы все знаем, что доходы федерального бюджета за 2022 год составили почти 28 триллионов рублей. В структуре доходов отмечается увеличение нефтегазовых доходов с 36 процентов до 42 процентов в 2022 году при уменьшении доли ненефтегазовых доходов с 64 процентов до 58 процентов. Динамика доходов федерального бюджета показывает необходимость поиска путей обеспечения его сбалансированности с учётом того, что задачи бюджетной политики требуют поддержания текущего уровня расходов федерального бюджета.
Расходы федерального бюджета в 2022 году составили более 31 триллиона рублей, по сравнению с 2021 годом общий объём расходов федерального бюджета увеличился на 26 процентов. Дефицит федерального бюджета — более 3 триллионов рублей, или 2 процента ВВП. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета по итогам 2022 года составил около 10 процентов против 6,5 процента в 2021 году. Основным источником финансирования дефицита являлось использование средств Фонда национального благосостояния. ЛДПР считает это приемлемым, но надо же понимать, что есть и предел использования ФНБ.
А теперь о вопросах, требующих большего внимания.
Помимо внешних факторов, причина большого расхождения между законодательно установленными и фактическими показателями — это зачастую нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств; как отметили аудиторы Счётной палаты, это миллиарды рублей. Так, в соответствии с поручением Президента России от 15 января 2022 года правительству необходимо принять исчерпывающие меры по завершению строительства всех объектов капитального строительства, осуществляемого с использованием средств федерального бюджета, а также по обеспечению ввода этих объектов в эксплуатацию. Если проанализировать указанное поручение, оно свидетельствует о необходимости повышения эффективности реализации федеральной адресной инвестиционной программы.
Антон Германович, в 2021 году мы с вами обсуждали вопрос усиления контроля за объектами ФАИП и создания электронной системы, где за каждым объектом будет закреплено ответственное лицо. По итогам 2022 года показатели ввода объектов ФАИП в эксплуатацию государственными заказчиками продолжают оставаться очень низкими. В 2022 году введено в эксплуатацию лишь 97 объектов, или 56 процентов от общего количества объектов, что свидетельствует о недостаточности принятых мер по контролю за обеспечением завершения строительства и ввода в эксплуатацию объёмов капитального строительства. Фракция ЛДПР настаивает на необходимости более эффективной работы по этому направлению.
Выступая с этой трибуны, руководитель фракции ЛДПР Леонид Эдуардович Слуцкий многократно поднимал вопрос справедливого налогообложения, а именно предлагал освободить граждан, у которых доход менее двух МРОТ, от НДФЛ, но сталкивался с сопротивлением министерства. Мы предлагаем оптимальный механизм: выпадающие доходы компенсировать за счёт повышения налоговой ставки на большие и очень большие доходы. Нужен баланс — то, что предлагает правительство в виде обновлённого МРОТ, не решает проблемы, а прогрессивная шкала НДФЛ решает. Мы также понимаем, что плательщики НДФЛ, имеющие сверхдоходы, будут выбирать страны с меньшей налоговой нагрузкой, но наша позиция: зарабатываешь в России — плати налоги в России. С помощью этого механизма можно повышать и пенсии, и МРОТ, и прожиточный минимум. Законопроект уже подготовлен нашей фракцией и готов к внесению в Госдуму.
Сегодня во многих регионах существует острая необходимость развития и обновления электрических и газовых сетей. В условиях СВО вопрос обеспечения бесперебойной работы всех объектов, связанных с национальной безопасностью, является приоритетным. На это необходимо закладывать серьёзный объём средств в бюджете.
Нашей фракцией уже поднималась проблема значительного снижения выявляемости видов рака в 2022 году, что привело к росту заболеваемости онкологическими болезнями. В связи с этим необходимо увеличить финансирование на медицинскую помощь больным онкологическими заболеваниями по федеральному проекту "Борьба с онкологическими заболеваниями".
Расходы на образование необходимо увеличивать. Не хватает вложений в исследования, в конструкторские и технологические разработки в машиностроении, в химической, пищевой, лёгкой промышленности. Своё надо создавать на современной технологической основе, надо уменьшать импорт машин, приборов, одежды, сухого молока и всего остального, что мы можем и обязаны, должны производить у себя.
Подводя итог своего выступления, хочу отметить, что, несмотря на указанные проблемы, увеличенный по сравнению с законом о бюджете общий объём расходов федерального бюджета в 2022 году позволил решить стоящие перед страной задачи бюджетной политики.
С учётом сказанного фракция ЛДПР поддерживает принятие закона "Об исполнении федерального бюджета за 2022 год" и плечом к плечу продолжит системную работу на благо России.
Спасибо!