Пленарное заседание 27.06.2023
Е.В. Марков , фракция ЛДПР
Уважаемые коллеги!
Ну, законопроект, собственно говоря, о накопившихся свалках твёрдых коммунальных отходов на землях лесного фонда. Я являюсь соавтором вместе с нашими коллегами и с сенаторами. Каждый из вас знает, что в настоящее время эта проблема достаточно остро стоит в большинстве субъектов России. В связи с этим органами государственной власти субъектов России в каждом субъекте по-разному проводится работа по ликвидации этих несанкционированных свалок. Вместе с тем полномочий как таковых у субъектов как бы, ну, не совсем... мягко скажем, нет.
Анализ судебной практики в системе арбитражных судов и судов общей юрисдикции говорит о том, что суды принимают разную точку зрения и однозначного решения вопроса, кто является лицом, обязанным убирать эти несанкционированные свалки, на сегодняшний день нет. В связи с этим вся суть нашего законопроекта сводится к тому, чтобы определить ответственного за уборку этих несанкционированных свалок.
На данный законопроект нами получено положительное заключение Правительства России с замечаниями. Также имеются заслуживающие внимания замечания и предложения ГПУ и Экспертного управления Президента России, Минприроды России, Минюста России и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве России. Все эти замечания мы планируем учесть в рамках работы над законопроектом ко второму чтению.
С учётом сказанного, уважаемые коллеги, я прошу поддержать.
В рамках Госсовета были соответствующие совещания на этот счёт, и есть некий консенсус по существующим свалкам. Этот консенсус сводится к тому — и мы хотим это в рамках второго чтения дошлифовать, — что в согласованный срок должна быть проведена полная ревизия всех свалок и информация о них должна быть погружена в соответствующий реестр. И вот по истечении этого срока инвентаризации, значит, все свалки, которые будут проинвентаризированы... мы это делаем за счёт государства. Все свалки, которые будут не инвентаризированы, когда арендатор (о чём вы меня спрашиваете) лесного участка либо не стал этим заниматься, участвовать в этих мероприятиях, либо недосмотрел и в пределах этого срока не внёс в соответствующий реестр данные о свалке, он будет убирать за свой счёт. Всё остальное будет убираться за счёт, собственно говоря, других источников.
У нас с вами на сегодняшний день субъекты и органы местного самоуправления стараются этими вопросами заниматься. Есть расследования, есть общественные движения в различных субъектах, есть фотоловушки, которые ставят субъекты (не везде), и есть прецеденты, когда мы действительно ловим за руку людей, которые вываливают этот мусор в лесах, и соответствующим образом наказываем. То есть эта работа не останавливалась, она ведётся сейчас, её объективно нужно усиливать, но суть нашего законопроекта сводится к тому, чтобы хотя бы проинвентаризировать и убрать то, что уже, собственно говоря, существует.
Каждый муниципалитет, собственно говоря, задаёт всегда вопрос: за чей счёт мы этим будем заниматься? Я так вот, аккуратно скажу, что по крайней мере в рамках работы уже де-факто ко второму чтению эти вопросы обсуждаются и большинству участников, тем, кто работает над этим законопроектом, видится донастройка источников финансирования в части экологических платежей. Этот вопрос до конца сейчас не урегулирован, но мы работаем в этом направлении и видим источник именно как часть от экологических платежей.
Я ещё раз скажу, что я аккуратно пока об этом говорю, потому что окончательного решения на этот счёт нет, но как бы вектор рассмотрения в этом направлении. В любом случае мы должны сейчас эту серую зону в законодательстве немножко как бы исключить, то есть мы должны чётко определить ответственного, кто этим занимается. Второй блок вопросов будет касаться повышения, собственно говоря, ответственности и дополнительных мероприятий по выявлению вот этих вот ситуаций, когда мусор вываливают в лесополосах, на землях лесного фонда. Этот блок вопросов тоже на повестке у нас сейчас стоит. И, отвечая вам, скажу ещё раз, что ко второму чтению мы этот вопрос больше и предметнее оконтурим уже.
Что касается повышения заработной платы работников лесного хозяйства, вы выбрали не тот объект для убеждения. Я согласен с этим, но это в компетенции сегодня на уровне министерства и так далее. Вы ситуацию в целом в этой части прекрасно понимаете. Но у нас в любом случае на сегодняшний день достаточно большое количество субъектов России за счёт собственных ресурсов справляется с этой задачей — они просят только о чём? Подкрепить их законодательно, дать право, что они могут этим заниматься. Вопрос у субъектов даже так стоит: мы сами этим занимаемся, за свои деньги, — давайте вы нам в этом плане хотя бы помогите.
Что касается источника финансирования, ну, ещё раз, я аккуратно сказал, потому что есть согласованная позиция, но нам предстоит ещё определённая работа в части экологических платежей. Часть субъектов будет заниматься этим самостоятельно. В большом количестве субъектов России имеется серьёзное волонтёрское движение, и там в принципе серьёзных денежных средств не нужно. Волонтёры приезжают, действительно убирают и лесополосы, и земли лесного фонда, проводят регулярно акции. То есть вот мы пытаемся постоянно склонить решение проблемы к каким-то финансам, но, ребята, есть ещё и другие возможности, давайте их использовать. Давайте инвестировать деньги в контроль за теми же самыми лесополосами, и это тоже делается. Комплекс всех мероприятий так или иначе будет решать нашу проблему, которая на сегодняшний день... ну, никто, по крайней мере, не возражает в этом плане.